Правильно составленный конспект – это хорошо уложенная информация, которую при необходимости всегда можно воспроизвести в требуемом объеме. В мире электронной техники, компьютеры равномерно и прямолинейно распределяют информацию, сжимая ее в 2 – 3 раза. Однако, поданная информация от этого не теряет свой первоначальный смысл. Что же касается человека, то он сокращает материал, убирая лишнее, выделяя главное и запоминая на подсознательном уровне то, что не требует записи. Данный вид деятельности называется конспектированием. Следует отметить что в отличии от компьютерной архивации, конспект является не менее надежным источником с которого можно восстановить все, что требуется.
Одним из самых простых способов конспектирования являются выписки. По сути, данный вид, это ни что иное как дословное или практически дословное записывание материала. Таким образом, воспроизвести с конспекта информацию, не составит ни какого труда.
Для того, что бы конспектировать тезисами, необходимо хорошо понимать материал, так как данный вид записей, подразумевает под собой изложение на бумаге лишь самых главных выводов. Таким образом, данный конспект – это своеобразный скелет, состоящий из цепочки тезисов. Структурированная информация может быть подана в двух вариантах: простом и сложном, когда основные положения подкрепляются дополнительным материалом.
Когда речь идет непосредственно о конспекте, то выделяют два вида: непосредственное и опосредственное конспектирование.
Первый вариант – краткое изложение информации в том порядке, котором она подается. Такие записи просто не заменимы в процессе лекции или семинара, где невозможно прослушать информацию еще раз. Тогда последовательные записи помогают воспроизвести материал по порядку, вернуться к тому, что было упущено в процессе семинара и самое главное – это предоставляют возможность восстановить в памяти весь курс лекции. Не удивительно, что студенты записывают лекции на диктофоны, ведь, по сути, такая запись очень схожа с непосредственном конспектированием, разница лишь в том, кто или что выполняет данную работу. Однако, непосредственное конспектирование является достаточно распространенным методом у студентов и при конспектировании печатной информации. Прочитав один абзац, записывается самое главное и лишь, затем читается следующий. Заниматься записями в подобном формате категорически не рекомендуется и вот почему:
Таким образом, при непосредственном конспектировании печатных изданий, достаточно часто упускается важная информация или наоборот подается в слишком подробном, длинном виде. Как результат – совершенно бесполезный конспект, либо слишком длинный, либо потерявший какую-либо смысловую нагрузку. Время потрачено, материал не изучен в должной степени, записи бесполезны.
Для того, что бы подробно объяснить отрицательные моменты непосредственного конспектирования печатных источников, можно рассмотреть описание схемы окраски лягушки. Выделяя с каждого абзаца главное, в итоге получится описание каждого сантиметра тела земноводного и множество исписанной бумаги. Когда в идеале, достаточно прочитать всю статью и сделать вывод о том, что брюхо и горло у лягушки светлые, остальные части тела зеленые.
Опосредственное конспектирование начинается лишь после того, как весь материал прочитан, усвоен и логическая цепочка выстроена. Таким образом, конспект выполнит свою функцию – поможет восстановить в памяти все то, что было прочитано и изучено, а логическая связь при этом не нарушится.
Да, с одной стороны на составление такого конспекта уйдет гораздо больше времени, нежели в первом варианте, однако преимущества на лицо:
Если же говорить о простом механическом переписывании, будь то лекция, или учебник. Непременно нужно проработать уже готовый конспект, изучив материал и составив для себя, новые, правильно изложенные записи или денотатные карты.
Данные виды конспектов предназначены для того, что бы качественно подготовится к экзамену, вспомнив главное из пройденного материала. Такие конспекты просты и главная роль их это воспроизвести информацию, зафиксированную в доступном и понятном виде. Однако, достаточно часто требуется ведение и составление сложно конспекта, который бывает двух типов.
При составлении сводного конспекта, очень важно не перепутать источники конспектируемой информации. Во-первых, после работы необходимо будет составить библиографию. Во-вторых, вполне может быть, что студенту необходимо будет самому вернуться к материалу и подробно его изучить.
Для того, что бы сводный конспект был действительно качественным, а не просто сбором нескольких данных в одном материале, необходимо провести некую самостоятельную работу по их совмещению.
Сводный конспект, поможет не только хорошо написать курсовую или дипломную, но и идеально подготовится к семинару, ведь очень важно свести воедино всю полученную информацию и структурировать ее.
Важно при ведении конспекта сопровождать ее ссылками. Они помогут всегда вернуться к источникам, в случае потребности возобновить информацию. Необходимо их оформлять таким образом, что бы хорошо в них ориентироваться, ведь когда речь идет о нескольких источниках, то еще можно вспомнить, где они взяты, в случае когда их больше десятка, то правильно оформленные ссылки просто необходимы.
Для того, что бы лучше ориентироваться в теме, а также смежных вопросах, рекомендуется применять следующие приемы:
! | дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | курсовую работы Как правильно подойти к написанию курсовика, что в нем должно быть. |
! | реферат Рефераты самая популярная форма студенческого отчета, как он пишется? |
! | отчёт по практике Чем отличаются отчеты по практике разных специальностей и ролей. |
! | диссертацию Требования к диссертациям, этапы подготовки и защиты. |
! | шпаргалки Готовимя к экзаменам, делаем шпаргалки и учимся ими пользоваться. |
→ | Для поступающих в ВУЗы Советы для абитуриентов готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения. |
→ | Ситуации в процессе обучения Вопросы связанные с академическим отпуском, получением стипендии, выбором старосты. |
→ | Этапы обучения Каждый студент проходит одни и те же стадии, надо знать что ждет впереди и к чему готовиться. |