Цель диссертации всегда диктует путь исследования, который позволит раскрыть тему. Она является конечным результатом глубокого изучения конкретного вопроса, в результате которого аспирант сможет найти необходимые истины.
В большинстве случаев цель диссертации совпадает с ее темой и представляет исследование процесса, грамотный анализ его характеристик и выявление определенных закономерностей. Традиционная формулировка цели начинается со слов: разработать, обнаружить, установить, объяснить. Она разрабатывается на основе проблемы предмета исследования. Иногда члены диссертационного совета говорят, что постановка конкретной цели диссертации должна осуществляться до выбора объекта исследования, но это утверждение весьма спорно. Конечную цель можно поставить прямо на изучаемом предмете или объекте. К примеру, бухгалтер не сможет правильно сформировать отчет за год без наличия необходимых документов на руках. В этом случае цель будет определена как смысл исследования, вытекающий из конкретной проблемы.
Часто в диссертациях аспиранты определяют цель как «решение проблемы», однако такая постановка вопроса сразу предполагает, что проблема была достаточно хорошо изучена и после этого другим ученым просто нечего делать при работе с этим вопросом. Однако, если говорить о педагогике, то было бы неверно утверждать о полном изучении проблемы и поиске способов ее решения. В данном случае можно предположить лишь то, что в рамках конкретного исследования проблема обязательно найдет решение. Для этого цель диссертации и формируется в довольно сжатом виде.
Если изучить некоторые диссертации, защищенные в разное время на различных советах, то они будут схожи своими формулировками целей. Основные фразы часто сводятся к подобным тезисам: наработка методологических основ, поиск закономерностей, процесс обоснования форм, поиск и разработка средств. Таким образом, легко заметить, что формулировки весьма однообразны, но они очень широко используются для диссертаций. В случае, когда диссертационное исследование посвящается развитию нового направления, то формирование цели выглядит таким образом:
Но существует большой риск неправильного формирования цели, который повлечет неудачную защиту диссертации. Некоторые диссертационные советы не любят избитых выражений вроде «пути решения», которые аспиранты очень часто используют для обоснования улучшения деятельности. Обычно слово «путь» обозначает направление деятельности и неопределенность суждения, поскольку порождает мысль, что диссертант плохо понимает результат работы по своим исследованиям.
Часто некорректная формулировка цели звучит как практическая, а не научная. К примеру, тема «совершенствование производственного процесса» не представляется целью исследования. Безусловно, результаты работы можно применить в практической деятельности, но они не будут являться истинной целью диссертационного исследования.
Исходя из вышесказанного, цель диссертации должна быть направлена на конкретное решение проблемы, которая исследуется. Она обязана гарантировать получение новых результатов. Критериями оценки формулировок могут быть: реализуемость, измеримость, эффективность и гибкость. Таким образом, цель должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей, в соответствии с которыми будут решаться определенные задачи. Это особенно важно, если речь идет о написании кандидатской диссертации или теоретическом обосновании серьезной научной проблемы в докторской диссертации.
! | дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | курсовую работы Как правильно подойти к написанию курсовика, что в нем должно быть. |
! | реферат Рефераты самая популярная форма студенческого отчета, как он пишется? |
! | отчёт по практике Чем отличаются отчеты по практике разных специальностей и ролей. |
! | диссертацию Требования к диссертациям, этапы подготовки и защиты. |
! | шпаргалки Готовимя к экзаменам, делаем шпаргалки и учимся ими пользоваться. |
→ | Для поступающих в ВУЗы Советы для абитуриентов готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения. |
→ | Ситуации в процессе обучения Вопросы связанные с академическим отпуском, получением стипендии, выбором старосты. |
→ | Этапы обучения Каждый студент проходит одни и те же стадии, надо знать что ждет впереди и к чему готовиться. |