В начале 19 в сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом 18. Но постепенно книгоиздание расширяется. На 1 месте по количеству изданий стоит худож лит, книги исторического и религиозно содержания. На 2 – научная лит. Издание лит осуществляли и сами авторы, и владельцы типографий, и книгопродавцы. + издат деят-ю занималась Академия наук (на гос средства), а также научные общества, которые на собственные деньги выпускали свои труды. В 19в измен не только поэтические вкусы читающей публики. (Утрачивается интерес к одам, надписям и др жанрам и усиливается интерес к лирике – интимной, сентиментальной, романтической). Но и видоизменяется облик изданий. На титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, но и сб получают самостоятельные названия. («Минуты муз»; "Цветы граций» и др). Усиливается различия между видами изданий, формируется их облик, который определяет оформление и принципы расположения произведений. Изменяется традиционное расположение стихов по жанровому признаку. Располагая их в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. Хотя некоторые и располагали стихи по старым правилам (В. А Жуковский). Постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий. Публикуя лит–худож произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий др лит работа над текстом проводилась. Появляется важное направление работы редактора – определение композиции издания, что становится предметом литературно–критического анализа. Так, Полевой раскритиковал работу Державина, отмечая, что расположение материала было бы лучше в хронологич порядке, а не в жанровом. Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А. Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Книжное дело превращается постепенно в строго профессиональную отрасль. Редактор в этой отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятельность. Важным условием высокого уровня первых изданий Смирдина стало то, что издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке первой из двух книжек альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед в книжной лавке Смирдина". Здесь в числе гостей Пушкин, Крылов, Вяземский и др. Книжная лавка Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами, за новостями. Опыт Смирдина доказывает, что редактор и издатель должны опираться на неформальный авторский актив. Большим вкладом в развитии книжной культуры России явилось издание серии "Собрание сочинений русских писателей". Было напечатано около 70 выпусков. В те времена, когда читающая публика увлекалась, в основном, франц лит, «Собрание» открывало рус читателю рус же лит. Т. о, книгоиздание формирует определенное направление культуры, и в то же время собственно редакторская работа постепенно обретает профессиональные черты, выделяясь в самостоятельную сферу деятельности.