Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества. В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу: 1) сокращались капиталовложения в текущее строительство; 2) были уменьшены расходы на здравоохранение; 3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения. В сфере экономики в 1960—1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева: 1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов; 2) повысили закупочные цены; 3) установили надбавку за сверхплановую продукцию. В промышленности главным направлением преобразований было: 1) укрепление хозрасчета; 2) перестройка системы ценообразования; 3) восстановление отраслевого принципа управления; 4) сокращение числа плановых показателей. Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были: 1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства; 2) необходимость наращивания военных потенциалов; 3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей; 4) неспособность освоить новые технологии НТР; 5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.