Шпаргалка по предмету "История России"


Правление петра i. Внешняя политика.

Начало государственной деятельности Петра связано с Азовскими походами. В 1695 г. он предпринял свой первый поход на сильную турецкую крепость Азов. Однако осада крепости, находившейся в устье Дона, без поддержки флота, которого у России не было, закончилась неудачно. Энергично начав строительство флота (главным образом в Воронеже), Петр во втором походе на Азов сумел его взять, осадив с суши и моря, летом 1696 г. Весной 1697 г. Петр отправил Великое посольство в Европу. Формально его возглавил генерал‑адмирал Ф. Я. Лефорт. Всего посольство насчитывало 270 человек. С посольством инкогнито отправился и сам Петр, что было необычным для московских государей. Официальная цель посольства определялась так: «…подтверждение древней дружбы и любви для общих всему христианству дел, к ослаблению врагов креста Господня, салтана Турского, хана Крымского и всех бусурманских орд» (т.  е. подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма). Однако в ходе переговоров в европейских столицах выяснилось, что союзников для продолжения войны с Турцией и Крымом не нашлось. Возвращаясь в Россию, Петр встретился с Августом II, королем польским и курфюрстом саксонским, который склонил Петра примкнуть к коалиции Польши, Саксонии и Дании против Швеции, владевшей тогда почти всем побережьем Балтийского моря. Позднее, во время тайных переговоров в Москве, Петр принял на себя обязательство выступить против Швеции сразу же после подписания мирного договора с Турцией. Северная война (1700–172 1) и начало реформ Петра I. Реформы Петра не были заранее продуманными и систематическими. Они проводились в перерывах между походами и другими военными заботами. Во многом реформы были тесно связаны с Северной войной. Только в последние годы своей жизни Петр пытался ввести систему в проведение реформ. Война со Швецией потребовала гигантского напряжения сил всей страны. Поэтому вся внутренняя деятельность была направлена на удовлетворение прежде всего военных нужд. Война требовала хорошо обученных солдат и офицеров – была проведена военная реформа. Для ведения войны необходимы денежные средства – вводятся все новые и новые налоги, затем – подушная подать. Армии нужно вооружение, обмундирование, провиант – принимаются меры по развитию промышленности и торговли. Для лучшего снабжения армии, строительства крепостей и т.  п. осуществляются реформы в области управления страной. Осенью 1700 г. русская армия осадила шведскую крепость Нарву. Осада велась очень неудачно. Ядер и пороху хватило только на две недели. Большинство полков возглавляли иностранные офицеры, которые к своему делу относились крайне небрежно. В ноябре 1700 г. шведы неожиданно атаковали позицию русских под Нарвой и обратили их в бегство, несмотря на значительное численное превосходство русских. Только два полка – Преображенский и Семеновский – сохранили боевые порядки и, отбиваясь от неприятеля, прикрывали бегство остальной армии. Решив, что с русскими покончено, Карл начал военные действия против Польши и, по выражению Петра, надолго увяз там. В это время царь стал энергично воссоздавать и реформировать армию: проводились новые наборы для вновь формируемых полков, подготовка русских офицеров. Меньше чем за год было отлито свыше 300 орудий, частично из колоколов, снятых с церковных звонниц. Эти и другие меры вскоре дали результат. Осенью 1702 г. русские овладели шведской крепостью Нотебургом (древний Орешек), весной следующего года пало еще одно шведское укрепление – Ниеншанц, неподалеку от него была заложена Петропавловская крепость (16 мая 1703 г.). Осенью 1704 г. русские войска взяли Нарву и Дерпт (Тарту). Тем временем Карл ХII, разгромив Польшу и Саксонию, заставил Августа II отказаться от польского престола и союза с Петром. Россия осталась без союзников. Наступил решающий момент войны. В конце 1707 г. шведская армия, отдохнувшая в Саксонии, двинулась на Россию. В декабре шведы взяли Гродно, затем Могилев. По распоряжению Петра спешно стали укреплять Москву. Для решительного броска на древнюю столицу Карл ждал соединения с корпусом А. Л. Левенгаупта, который шел из Риги с большими запасами продовольствия и оружия. Но в сентябре 1708 г. корпус был наголову разбит русскими войсками во главе с Петром у деревни Лесной. Из 16 тыс. шведов до Карла добралось только 6–7 тыс. полуголодных и раздетых солдат. Весь обоз продовольствия и вся артиллерия достались русским. Позднее Петр победу у Лесной назвал «матерью Полтавской виктории». Теперь все надежды Карл связывал с Украиной, где он рассчитывал найти продовольствие и поддержку гетмана И. С. Мазепы, с которым вступил в тайные переговоры еще раньше. Осенью 1708 г. Мазепа, предав Россию, присоединился к шведам, но с ним пришло всего 2 тыс. казаков. Украина осталась верной России, а украинские крестьяне начали народную войну против шведских войск. Решающее сражение произошло под Полтавой 27 июня 1709 г. Здесь шведская армия потерпела полное поражение и бежала на юг, к Днепру, где остатки неприятельских войск были взяты в плен корпусом А. д. Меншикова. Сам Карл, Мазепа и несколько сотен шведов и казаков ушли в Турцию. Полтавская победа имела огромное военное и политическое значение. Было сломлено военное могущество Швеции, инициатива в войне перешла к России. Дания и Саксония возобновили войну против Швеции. Россия превратилась в самую мощную державу Северной Европы. Петр перенес военные действия на Балтику, и уже в 1710 г. русские взяли Ригу, Ревель и Выборг. Но в целом военные действия после 1709 г. обеими сторонами велись вяло. Здесь следует отметить блестящие победы молодого российского флота у мыса Гангут (171 4) и острова Гренгам (1720). Постепенно русские войска вытеснили шведов из Финляндии. Союзники с помощью России очистили от шведов южный берег Балтийского моря. После неудачи мирных переговоров (171 8) Петр активизировал военные действия, высаживая десанты непосредственно на территории Швеции в 1719–1721 гг., и вынудил противника пойти на новые мирные переговоры в Ништадте. 30 августа 1721 г. был заключен мир. По условиям мирного договора Россия получала Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и Карелию, а Швеции возвращала Финляндию. В ознаменование победы Сенат преподнес Петру титул императора, звания «Отца Отечества» и «Великого», а Россия с тех пор стала именоваться империей. Возвращаясь к реформаторской деятельности Петра, следует отметить, что реформы начались сразу же после возвращения царя из‑за границы в 1698 г. Вначале в них преобладала лишь внешняя сторона – Петр сам обрезал бороды боярам, а затем предписал всем, кроме духовенства и крестьян, сбрить бороды и носить немецкое платье. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи. Традиционная одежда и длинная борода Петр считал символом оппозиционной московской старины и повел против них яростную борьбу. На следующий год Петр провел городскую реформу, учредив в Москве ратушу, а в других городах – земские избы. В том же 1699 г. Петр приказал вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и праздновать Новый год, как во всей Европе, 1 января. Еще раз отметим, что Петр проводил реформы без заранее определенного плана, руководствуясь главным образом военными потребностями. Рассмотрим кратко содержание основных реформ. Реформы Петра I. Военная реформа. Еще в ХVII в. выявили недостатки дворянского ополчения и стрелецкого войска. Тогда же в русской армии были образованы полки «иноземного строя» (солдатские, рейтарские, драгунские). Однако у них, как и у стрелецких полков, был один серьезный недостаток – солдаты имели право заниматься различным промыслом, т.  е. оставались полувоенным сословием. Естественно, что их военная подготовка не могла быть профессиональной. Военная реформа Петра видоизменила принципы комплектования и организации русской армии. Для комплектования армии стали проводиться рекрутские наборы (см. Рекрутская повинность). Первый такой набор был произведен в 1705 г. От каждых 20 крестьянских дворов полагался один рекрут. Солдаты по рекрутскому набору обязаны были покинуть свои дома и занятия промыслами и стать профессиональными военными с пожизненным сроком службы. Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии – Преображенского и Семеновского полков. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии. Офицерская служба также носила пожизненный характер. Петр предпринял энергичные меры для строительства российского военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов. Реформа управления. В 1717–1718 гг. Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельными отраслями государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь, местные органы управления подчинялись коллегиям. С 1711 г. во главе всей системы государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверил ему государство. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем он приобрел постоянный характер и стал высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр вменил Сенату исполнять также высшие судебные функции. В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, облеченные полномочиями главнокомандующих всех войск, находящихся на их территории, и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 г., когда губернии были разделены на провинции, а провинции – на уезды. Положение сословий. «Табель о рангах». При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт чуть ли не каждому (любой солдат, ставший офицером, получал звание потомственного дворянина). Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или на военной службе, или на гражданской, или выполнять обязанности при дворе. В 1722 г. была издана «Табель о рангах» (в Петровскую эпоху слово «табель» было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена иерархией «заслуги и выслуги». Дворяне также были ограничены в праве распоряжаться своими имениями. Указом о единонаследии (171 4) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между наследниками. Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа – введение подушной подати, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих «подданных». Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны быстро увеличилось количество налогов: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиков, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких поборов были отменены, но их компенсировала подушная подать. Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации и модернизации. Но одновременно они сопровождались укреплением самодержавия и крепостничества. Страна продвигалась вперед ценой крайнего напряжения людских и материальных сил, безжалостной эксплуатации. Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.