Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осознавания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера именталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения. Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинаетскладываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода. 1. Антропологический и естественно-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит ч/з принцип единства орг-зма и егопсихической и физической составляющих и используются естественно-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии. 2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство, психические и физические аспекты должны быть отделены друг отдруга, и их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами, а поведение нужно изучать с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Декартом. К концу XIX в. отечественная психология имела свои отличительные особенности. 1. Антропоцентризм и рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы. 2. Ориентация науки на практическое применение. 3. Упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций. 4. Изучение исторических аспектов этических проблем человека. 5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе их нравственной составляющей.