Система здравоохранения в годы перехода страны с социалистического на демократическо-капиталистисческий строй претерпела сильные преобразования, которые изначально не лучшим образом сказались на здоровье населения. Финансирование резко сократилось, в результате чего медицинское обслуживание перестало быть доступным всем слоям населения, снизилось влияние государственных органов и гарантий в этом отношении, и, как следствие, снизился уровень жизни и основные важнейшие показатели здоровья обширных групп населения. В начале 1990 г. крайне неэффективно и неполно использовались ресурсы, направленные в русло медицины, поскольку отсутствовала четкая структура оказания медицинской помощи. Кроме того, имелся явный перекос в сторону развития дорогостоящих видов медицины, а система развития общедоступной, качественной и финансово необременительной медико-профилактической помощи не находила себе выхода. Реформа системы здравоохранения началась в 1991 г. Был принят Закон об обязательном и добровольном медицинском страховании, основными ожидаемыми результатами которого было частичное устранение проблем финансирования медицинской отрасли и облегчение для пациентов, представляющих самые большие группы населения. Надежды, возлагаемые на реформу, не стали реальностью. Система медицинского страхования до сих пор носит незаконченный характер, однако при достаточном его развитии могут быть решены многие проблемы в финансовой системе обеспечения медицинской отрасли. После длительного застоя, в 1996–1997 гг, ситуация стала несколько улучшаться. Улучшение это началось с принятия концепции развития здравоохранения и медицинской науки. При принятии этой концепции Правительство Российской Федерации одобрило и закрепило курс на новую стратегию проведения реформ в системе здравоохранения. С этих пор наиглавнейшей задачей в области медицины являлось объединение всех существующих систем здравоохранения путем налаживания тесных контактов между отдельными секторами, а также установление баланса в процессах централизации и децентрализации, государственного управления и самоуправления. Также устанавливались границы между государственными учреждениями и частными владениями, а следовательно, развивалась система частных поставок на рынок медицинских услуг. Устанавливалась грань между финансированием государственных структур здравоохранения и финансированием медицинских нужд и потребностей. По-прежнему оставалось актуальным то, что «здоровье – это не когда лечишься и выздоравливаешь, а когда не заболеваешь». В связи с этим наиглавнейшей задачей после оказания необходимой медицинской помощи оставалось предоставление в полном объеме профилактических методов, дабы сохранить здоровье здоровых.