Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также одновременно с этим господство крепостничества. Реформы Петра I, которые проводились непосредственно в интересах торговцев и помещиков, имели существенное влияние на развитие национальной культуры и производственных сил. По мере развития Российского государства постоянно накапливались какие-либо количественные изменения, которые должны были перейти в качественные. Это произошло именно во время царствования Петра. Превращение количественных изменений в качественные совершается посредством скачков. По сути, при Петре I процесс становления новой культуры, который начался еще в предыдущую эпоху, имел свое продолжение. Экономическое развитие России в XVIII в. сопровождалось подъемом русской науки, искусства, культуры. Происходило формирование общественно-политической и философской мысли, и это формирование тесно соприкасалось с развитием в стране торговли, промышленности, а также с ростом русской национальной культуры возникновением и дальнейшим развитием искусства, литературы, естествознания. В XVIII в. Россия переживала духовный подъем, суть которого заключалась в следующем: переход от преимущественно традиционной, относительно замкнутой и церковной культуры, к культуре светской и европейской со все более вычленяемым личностным началом. Просветители того времени: Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и т. д. Была создана государственная система общеобразовательной средней школы, заново родилось высшее образование, развивалось профессиональное обучение и сословные учебные заведения. Однако достаточно большая часть население, особенно крепостные, не получали доступа к образованию. В 1725 г. была организована Академия наук и всяческих искусств. 1755 г. – открытие Московского Университета, 1783 г. – основана Российская Академия, изучающая русский язык и литературу. Члены академии: Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов и т. д. Целью передовых мыслителей России XVIII в. было: 1) привлечение внимание к изучению естествознания, для того чтобы грамотно использовать природные ресурсы России для прогрессивного экономического ее развития; 2) отделение науки от церкви. Так, прогрессивные русские мыслители XVIII в. сделали большой шаг от «религиозной идеологии к светскому знанию». Обратимся к Петербургской академии наук, которая была открыта в 1725 г. Сюда пригласили ученых-иностранцев. Так, первые академики опубликовывали работы по различным медицинским вопросам. Например: 1) Г. Дювернуа и И. Вейтбрехт опубликовали ряд работ по анатомии; 2) Даниил Бернулли – «Сочинения о движении мышц», «Сочинения о зрительном нерве»; 3) Леонард Эйлер опубликовал несколько работ по гемодинамике.