Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» (И. Бродский, Е. Чепцов, К. Юон). Другое значительное объединение – «Общество художников станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.). Плодотворно работали также основатель супрематизма К. Малевич и В. Кандинский. Своеобразной является творческая манера К. С. Пет-рова-Водкина (1878–193 9). Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.). Творчество Марка Шагала (1887–198 5), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. В. Е. Татлин (1885–195 3) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма. В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В. Г. Шухова (1853–193 9). Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ. Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887–194 1) «Булыжник – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889–195 3) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).