Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой. Развитие культуры в 1960-80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам. В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов. Война и репрессии 1930-х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции. В 1940-х – начале 50-х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В годы семилетки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. В июле 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. Гагарин. В середине 1950-х – начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну. Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон. 1985–1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются неоднозначно. В области образования изменения стали происходить с 1988 г. В течение второй половины 1980-х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.