В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части – Византии – предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению. Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки. В VII–VIII вв. существовали школы при монастырях, где учителями были монахи, а учениками, которых было очень немного, – дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусствам», а также письму и счету. Из этих школ возникли университеты (от слова «универсум» – «сообщество»): 1) в Болонье (Италия, 108 8); 2) Кордове (Испания, IX); 3) Оксфорде (1209 г.); 4) Сорбонна в Париже (1215 г.); 5) Вене (1348 г.) и т. д. Науку средневековья открыли богословы IV–V вв. – так называемые «отцы церкви»: 1) Августин Блаженный; 2) Амвросий; 3) Философ Боэций; 4) Историки Иордан и Беда Достопочтенный. В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума. При этом схоласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым малопонятным языком. Выдающимся ученым Средневековья был Фома Ак-винский (1225–124 7), преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии. Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон (1214 – 129 4) – естествоиспытатель, преподаватель математики и философии. Варвары поклонялись силам природы, огромную роль в их жизни играли магические обряды. С возникновением и развитием в Европе государств стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие качества, как смирение, терпение, добродетель, вера, надежда и т. д. Если трактаты раннего Средневековья не были обращены к конкретным слоям населения, то литература Средневековья была сословной. Резко увеличилось число увеселительных и образовательных мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.