Во время княжения Владимира Святославичапроизошло крупнейшее событие в политическойи культурной жизни Руси - принятие христианства. Необходимость новой религии определяласьсоциально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских племенных союзовскладывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующимслоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенныхкняжеств. Создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов и т. д.), в которых и располагались князья - родственники киевского правителя. В сфере же идеологическойстали непригодны прежние языческие культы,носившие местный характер, которые могут служитьсепаратистским тенденциям. Сразу же после того как Владимир завладел в 980 г. киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном,которому поклонялись княжеские дружинники. Но этареформа не принесла желаемого результата. Существовало несколько вариантов выбора религии: восточно-византийский вариант христианства(православие); западноевропейский вариант христианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм,бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного наРуси православия (вспомним крещение части русскойзнати в 860-е гг., крещение княгини Ольги). Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиямив отношениях Руси и Византии. В 988 г. императорыВасилий и Константин обратились к Владимиру запомощью в борьбе против мятежного полководцаВарцы Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участиев разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправитьсестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом нацентр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императороввыполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, где Владимир принял крещение и женился навизантийской принцессе. После возвращения на Русьим было осуществлено массовое обращениев христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в 988-990 гг. Затем новаярелигия стала распространяться - частью мирно,а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений - по всей Руси. Была учрежденарусская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии. К концу X-XI вв. относится возникновение нескольких епископатов, создававшихся в важнейшихцентрах государства - Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги наславянском языке в основном из Болгарии. Такимобразом, принятие христианства приобщало Руськ сокровищам мировой культуры.