Слово «олигополия» было введено английскимгуманистом Т. Мором в 1516 г. Олигополия - этогосподство небольшого числа крупнейших фирм, компаний в производстве и на рынке. Теория олигополии - экономическая теория, отрицающая монополистический характер рыночной экономики на том основании, что в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько крупнейшихфирм. Примером может служить автомобильнаяпромышленность США, где три гиганта автомобилестроения - «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» производят свыше 90 % всей продукции. Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающие покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее количество покупателей, они смогут в итоге вытеснитьс рынка остальных, менее удачливых продавцов. Тогда эти крупнейшие фирмы станут хозяевами рынка,будут вести конкурентную борьбу лишь между собой. У олигополии существуют определенные способыборьбы за покупателя - это неценовая конкуренцияи маркетинговые методы и приемы. Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Так как на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершатьпрежнее движение вокруг стоимости товара. Маркетинговые методы и приемы в борьбе запотребителя - это дизайн, реклама, сервис. В любом случае такое соперничество ведется наоснове технологического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, гарантий покупателями и других приемов. Современный олигополистический рынок такой рынок, на котором большая часть выпускаемойпродукции производится и реализуется несколькимикрупными фирмами. Во многих отраслях национальной экономики действуют олигополии, являющиеся лидерами в ценообразовании. Олигополистические рынки обладают следующимипризнаками: 1) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что весь объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм,которые реализуют продукт многим мелким покупателям; 2) дифференцированная или стандартизированнаяпродукция; 3) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок; 4) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Олигополия занимает промежуточное положениемежду монополией и конкуренцией. На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения (доступ на рынок осложнен), но этиограничения не настолько жесткие, чтобы считать ихабсолютно непреодолимыми. Мягкие ограниченияоткрывают доступ другим фирмам в отрасль, что снижает прибыль в долгосрочном периоде. Экономические последствия олигополии,экономистами оцениваются неоднозначно. Одни полагают, чтоолигополия обеспечивает развитие НТП, способствуют увеличению занятости населения, росту объемапроизводства, повышению качества продукции. Другие считают, что олигополия тормозит НТП. Существует мнение, согласно которому НТП в большейстепени определяется научным характером отрасли,чем ее рыночной структурой.