Парадигма – совокупность ценностей, методов, подходов, технич навыков и средств, принятых в науч сообществе в рамках устоявшейся нау традиции в опр период времени. Консьюмеризм – потребление. На фоне городского развития и архитектурной сферы понятно практическое доминирование парадигмы консьюмеризма, истоки к-й теряются далеко в историч ретроспективе. Человек – потребитель, для арх-ра совсем не то же самое, что «функциональный деятель» или «субъект соц взаимод-я». Главная особенность этой модели - признание за клиентом архитектора права на собств видение среды обитания и организации жизни. «Потребность», олицетворяется в консьюмеризме в «предпочтениях», «неудовлетворённости внеш средой», «реальной жизнедеятельностью», служит основным ориентиром средообразования. Модели «потребности» и «удовлетворения потребностей» заметно отличаются в массовой коммерческой и элитарной нишах рыночной архитектурной деятельности. Развитию консьюмеризма способствовали такие внутри профессиональные процессы, как отказ от концепции «архитектурного патернализма» (права на профессиональную опеку и диктат по отношению к клиенту), признание за потребителем права выбирать не только организацию жизни, но и её формальное, художественное воплощение.