Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. В практике физического воспитания все методы строгого регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям; методы воспитания физических качеств. Методы обучения двигательным действиям. 1) метод целостно-конструктивного упражнения; 2) расчленено-конструктивный метод; 3) метод сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без разделения на части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Можно осваивать отдельные детали, элементы и фазы в общей структуре движения, акцентируя внимание на основных деталях техники. Недостаток метода в том, что в неконтролируемых фазах движения возможно закрепление ошибок в технике. Расчленено-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельных фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в целое. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения; расчленять упражнение так, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными; изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их; выделенные элементы изучать в различных вариантах. Недостаток метода в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целое двигательное действие. Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных движений для повышения результативности. Сущность в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях с увеличением физических нагрузок (метание утяжеленного снаряда). Методы воспитания физических качеств – различные комбинации нагрузок и отдыха. Методы стандартного упражнения направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. 1) метод стандартно-непрерывного упражнения – непрерывная мышечная деятельность без изменения интенсивности: - равномерное упражнение (бег, плавание); - стандартно-поточное (многократное выполнение элементов гимнастики). 2) метод стандартно-интервального упражнения - многократно повторяется одна и та же нагрузка (различные интервалы отдыха). Методы переменного упражнения – направленное изменение нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме: с прогрессирующей нагрузкой (повышение функциональных возможностей), с варьирующей (преодоление функциональных барьеров), с убывающей (выносливость). 1) Метод переменно-непрерывного упражнения – работа изменяющейся интенсивности: - переменное в циклических передвижениях (переменный бег); - переменное поточное (серийное выполнение комплекса упражнений, различных по интенсивности). 2) Метод переменно-интервального упражнения – различные интервалы отдыха между нагрузками (полные интервалы отдыха, 3-5 мин, жесткие интервалы отдыха). Круговой метод – последовательное выполнение специально-подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.