Парижский договор о ЕОУС 1951 г., оба Римских договора 1957 г. учредили еще один институт — Ассамблею, состоящую из представителей государств-чле-нов. Совет по порядку формирования был (и остается) межправительственным институтом. Ассамблея была создана как межпарламентский институт, состоящий из представителей, избранных органами законодательной власти каждой из стран-членов. С 1958 г. она стала единой Ассамблеей Евр. сообществ и после первое заседание, данный орган провозгласил себя Евр. парламентской ассамблеей. С 1962 г. в официальных документах она фигурирует уже как Евр. парламент — хотя в тексте учр. договоров это название было закреплено в 1986 г., с принятием Единого евр. акта. Ассамблея изначально не была парламентом в подлинном смысле этого слова. Будучи отнесена к категории институтов обладала способностью лишь воздей-ствовать на принятие отдельных НА ЕЭС с правом совещательного голоса. Маастрихтским договором был учрежден Евр. Союз и его гражданство и введена новая законодательная процедура — совместное принятие решений, т. е. принятие НА и иных актов ЕС осущ. Европарламентом совместно с Советом, действующим вместе в качестве созаконодателей. Европейский парламент заседает во французском городе Страсбурге. Состав и порядок формирования. Изначально Ассамблея Евр. сообществ состояла из представителей, избранных национальными парламентами. В 1976 г. был принят Акт об избрании представи-телей в Ассамблею прямым всеобщим голосованием. С тех пор граждане призываются для избрания своих представителей каждые 5 лет — именно такова легислатура Парламента. Всего были сформированы б составов Европарламента. Последние выборы прошли в 2004 г. Депутаты Европарламента избираются в государствах-членах. Поскольку понятие «народ Евр. Союза» в юридическом смысле отсутствует, депутаты Европарламента рассматриваются в качестве «представителей народов» государств, совместно объединенных в Сообщество. Право участвовать в вы-борах на территории любой страны после учреждения гражданства Евр. Союза более не зарезервировано исключительно за национальными гражданами. Активным и пассивным избирательным правом располагают все постоянно проживающие здесь «европейские» граждане, что является их новым политическим правом. Количество депутатов, избираемых на территории каждой страны, определяется на основе квот, формируемых в соот. с численностью населения соот. Государства. Ниццким догово30. ром 2001 г. был установлен предел: сколько бы государств ни входило в ЕС, количество членов Евр. парламента не должно превышать 73 2)Депутаты Европарламента обладают:-свободным мандатом. -хотя и избираются в государствах-членах, но объединяются друг с другом не по национальному, а партийному признаку в «политические группы», как называются фракции в этом органе. В самом же Европарламенте важнейшим и постоянным «каналом» влияния фракций является образованный в его структуре орган представительства фракций — Конференция председателей, которая является одним из руководящих органов в структуре данного института. Внутренняя организация(31 вопрос). Руководящие органы и должностные лица. 1. Председатель, избираемый тайным голосованием на 2,5 года, т. е. на 1/2 легислатуры Парламента, направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Европарламент, в том числе при осуществлении международных связей и в отношениях с другими органами Союза. Обычно этот пост поочередно занимают представители крупнейших фракций — социал-демократов и христианских демократов. (,2. Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или замещения последнего. 3. Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосред-ственно касающиеся депутатов, в соот. с указаниями бюро. Они избираются так же как и Председатель. 4. Бюро Европарламента, включающее 25 депутатов (Председатель + 24 заместителя Председателя), а также квесторы с правом совещательного голоса принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и его органы, в частности, применяют санкции к неявившимся депута-там. 5. Конференция председателей, состоящая, соответственно, из Председателя Парламента и председателей политических групп — фракций (ранее вместе с остальными членами Бюро все они входили в Расширенное бюро Европарламента) планирует текущую деятельность. К ее компетенции относятся и такие важные политические вопросы, как отношения с другими институтами и органами Союза и государств-членов (в том числе национальными парламен-тами), а также с иностранными государствами и их органами. С Конференцией председателей государства-члены проводят предварительные консультации по поводу назначения Председателя Комиссии. Вспомогательные органы. Постоянные комитеты предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера; в некоторых случаях по решению Конференции председате30. лей им может делегироваться право принятия решений. В настоящее время в Евр. парламенте образовано 17 постоянных комитетов: бюджетный, по правовым вопросам и правам граждан, социальным делам и занятости, петициям и др. Среди временных комитетов наибольший интерес представляет комитет по расследованию. Задача данного комитета — расследование «предполагаемых противоречий или нарушений порядка управления в процессе имплементации права Сообщества». Предметом расследования могут быть действия (бездействие) не только органов и должностных лиц Сообщества, но и любого «публичного административного органа государства-члена». Комитет по расследованию завершает свое существование предоставлением Парламенту отчета, который может принять решение о его опубликовании. Вспомогательный аппарат. Аппарат Европарламента насчитывает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат помощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.