Европейское объединение угля и стали. После обнародования Декларации от 9 мая 1950 г. созвана межправительственная конференция для разработки текста соглашения. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (неофиц. название — Парижский договор). Вступил в силу после ратификации всеми участниками 25 июля 1952 г. Сторонами(государствами — членами ЕОУС) 6 стран: Бельгия, Италия, Люксем-бург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Охватывал сферы общественной жизни:В экономической сфере курс на слияние национальных экономик в общий рынок в угледобывающем секторе промышленности и сталелитейном производстве. Охватывает: гарантии создания (отмена таможенных пошлин и количественных ограничений на движение товаров), централизованное регулирование (инвестиции и финансовая помощь предприятиям, производства, ценовой политики, охраны конкуренции…)В политической сфере оформил создание общих органов власти (введен термин «институты»). Основным был - Верховный орган : правотворческие и административные функции, состоял из 9 человек, независимых от государств-членов, назначались национальными правительствами. Совмин (Специальный совет министров): орган выражения интересов государств-членов, представительный орган - из представителей на уровне министров государств-членов (по 1 от страны), ограниченные полномочия. Ассамблея: узкие, консультативные полномочия — из делегатов национальных законодательных собраний. Судебная власть - наднациональный Суда, право заявлять иски государства-члены и частные лица (предприятия и их объединения). Три основных характеристики ЕОУС:наднациональные органы ЕОУС могли издавать НПА и обязывать своими ре-шениями не только государства-члены, но и их частных лиц;наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда нарушали условия конкуренции;ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся из системы собствен-ных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов. Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу. Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г. В экономической сфере создание общего рынка, включавшего 4. все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет. В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, форми-ровавшаяся наподобие Верховного органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС. Маастрихтский договор 1992 г. переименовал ЕОУС в Европейское сообщество (ЕС). Деятельность организации видоизменялась (расширения сфер и предметов ведения). Договор о ЕС. С 1 ноября 1993 г., момента вступления в силу Маастрихтсткого договора, изменилось название и учредительного документа ЕС; В современной (Афинской) редакции Договор о ЕС содержит преамбулу (причины и цели подписания Договора) и 318 статей, 6 частей, крупные включают несколько разделов, ряд разделов делится на главы, а последние — на отделы. Часть первая «Принципы» (ст. 1 — 1 6) определяет цели, называет главные органы (институты), перечисляет основные направления и сами принципы деятельности ЕС. Часть вторая «Гражданство Союза» (ст. 17 — 2 2) устанавливает европейское гражданство, условия его приобретения, основные права граждан ЕС. Часть третья «Политика Сообщества» (ст. 23 —181 а) —устанавливаются полномочия в разных сферах общественной жизни. Устанавливаются правовые основы внутреннего рынка, экономического и валютного союза, конкурентная политика Сообщества. Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 182 — 18 8) регулирует взаимоотношения ЕС с колониями, подопечными, зависимыми территориями - «заморские страны и территории». Их 21: Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова. . . Часть пятая «Институты Сообщества» (ст. 189 — 280) основы правового статуса институтов, фиксирует положение основных консультативных органов (Эконо-мический и социальный комитет, Комитет регионов) и Европейского инвестици-онного банка, раскрывается система правовых актов, принимаемых институтами, процедуры их принятия, основы финансовой системы, процедуру принятия бюджета ЕС. Часть шестая «Общие и заключительные положения» (ст. 281 —31 4) нормы, определяющие правосубъектность ЕС, процедуру заключения международных договоров, лингвистический режим. Два приложения: приложение I - список видов продукции, на которые распространяется общая аграрная политика; перечень «заморских стран и территорий» (приложение II). Европейское сообщество по атомной энергии. Подписание и вступление в силу Договора о Евратоме совпадает с Договором о ЕС. Совпадают: нормы относитель-но институтов Евратома (Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд), видов и порядка издания правовых актов. Отличия в экономической сфере. Евратом — организация спе4. циальной компетенции («секторное» Сообщество). Приоритетное значение - вопросы научных исследований и промышленного использования ядерной энергии. В сфере права собственности. Право собственности на расщепляющиеся материалы перешло к Евратому, а осуществление правомочий собственника и снабжения ядерными материалами возложено на специальное учреждение— Агентство. Деятельность охватывает использование энергии атома только в мирных целях. Военные программы государства-члены осуществляют самостоятельно. Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (свыше 200 статей), повторяют соответствующие положения Договора о ЕС. Статьи в разделы: «Задачи Сообщества» вводные положения; «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов; «Положения, регулирующие деятельность институтов», «Финансовые положения», «Общие положения», «Положения, относящиеся к начальному периоду» и «Заключительные положе-ния». Далее 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную:— в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-членов создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Объединяло те же страны, являлось обособленной структурой с собственными механизмами принятия решений. Это прообраз общей внешней политики и политики безопасности ЕС;— в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ, положившая начало сотрудничеству государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. В связи с экономическими и общественно-политическими изменениями в 1986 г. проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившая-ся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). По форме это договор), подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге, вступил в силу 1 июля 1987 г. ЕЕА не создавал новых организаций. «Ревизионный» договором, вносил много поправок в учредительные документы Сообществ: расширена предметная компетенция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики). Наметил дальнейшие шаги в целях объеди-нения в единую структуру — ЕС. Договор о ЕС подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Консолидировал 4. три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитиче-скую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, «которое имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отношения между государствами-членами и между их народами» (ст. 1 Договора о ЕС). После создания ЕС граждане государств-членов приобрели дополнительное «европейское» гражданство (гражданство Союза), а институты Европейских сообществ отныне выступают как институты Союза в целом. Нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валютному союзу, включая единую валюту. В конце XX — начале XXI в. состоялись еще две реформы правовых устоев Союза, призванных подготовить его к функционированию в расширенном составе (присоединение в 2004 г. стран Восточной Европы и Средиземноморья) — Амстердамский и Ниццкий договоры:— Амстердамский договор подписан 2 октября 1997 г., вступил в силу 1 мая 1999 г. ;— Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г. Не создают новых организаций, вносят изменения и дополнения в существующие учредительные документы Союза (Договор о ЕС и договоры об учреждении Европейских сообществ). В настоящее время (с 1 февраля 2003 г.) учредительные документы Союза действуют в редакции Ниццкого договора. Важным достижением ЕС в рассматриваемый период стало принятие им соб-ственного «билля о правах» — Хартии ЕС об основных правах, подписанной и торжественно провозглашенной 7 декабря 2000 г.