В отличие от международно-правовых образований ЕС является уникальной надгосударственной политической организацией с реальными властными прерогативами. Регламенты, директивы и другие решения, принимае-мые институтами ЕС, обязательны для граждан, предприятий, государств, входя-щих в его состав; их нарушение влечет ответственность. По аналогии с федера-тивной моделью различают 1) полномочия, принадлежащие только Сообществам и Союзу; 2)так называемые неисключительные, т. е. конкурирующие полномочия Сообществ и Союза, а также государств-членов в сфере совместного ведения. Под исключительную компетенцию Европейского Сообщества попадают вопросы таможенного тарифа, правовое регулирование свобод общего рынка, эмиссия евро. Источником компетенции Союза являются учредительные дого-воры и прежде всего Договор о ЕС. Нормами права ЕС регулируются лишь те области о/о, на которые распространяется юрисдикция Союза. Исторически первой сферой ведения были вопросы создания и функционирования общего рынка. Сейчас этих сфер много ( в рамках трех опор ). Правовым источником, из которого вытекает компетенция ЕС решать различные вопросы, являются «кон-ституционные» акты ЕС и сообществ: Маастрихтский договор 1992г., договоры об учреждении Европейского Сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии с изменениями и дополнениями, внесенными в Маастрихте, Амстердаме, и Ницце. Все вопросы, входящие в компетенцию ЕС ( в том числе граждан-ство), регулируются Договором о Европейском Сообществе, за исключением: 1) атомной энергетики – здесь Договор о Евратоме 2) общей внешней политики и политики безопасности; со-трудничества полиции и судов в уголовно-правовой сфере; поправок в учредительные договоры; принятие новых членов- здесь разделы 5-6 Договора о ЕС. Конкретная характеристика компетенции предусмотрена в следующих вопросах. ( №14-1 7)