Мотивация труда - одна из важнейших функцийменеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации - стимулы и мотивы. Стимул - материальная награда определеннойформы, например заработная плата. В отличие отстимула, мотив является внутренней побудительнойсилой: желанием, влечением, ориентацией, внутренними целевыми установками. Иерархия потребностей, по А. Маслоу (от наиболее важных к наименее): 1) физиологические потребности (в пище, жилище,тепле и т. д.); 2) потребность в безопасности (в защите и порядке); 3) социальные потребности (потребности входитьв какую-либо группу, поддерживать с членамиэтой группы дружеские отношения и др.); 4) потребность в уважении (потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и др.); 5) потребность в самовыражении (потребность полностью развить свой творческий потенциал в работе, образовании и воспитании детей и т. п.). Существуют и другие, достаточно распространенные классификации потребностей работников, например разделение их на материальные, духовные,социальные. Наиболее эффективными стимулирующими факторами являются соответствие выполняемой работы потребностям человека в самоутверждении как личности и возможность самовыражения. Основные формы мотивации работников предприятия: 1) заработная плата - оценка вклада работникав результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личныхспособностей и достижений в труде. Применяются различные премии и доплаты; 2) система внутрифирменных льгот работникам: субсидированное и льготное питание, продажа продукции предприятия своим работникамсо скидкой, оплата расходов на проезд до местаработы и обратно, предоставление своим работникам ссуд (беспроцентных или под низкий процент), предоставление права пользования транспортом фирмы, страхование здоровья работниковза счет предприятия, эффективное премирование,доплаты за стаж; 3) нематериальные льготы: предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска за достиженияв работе, более ранний или поздний выход напенсию; 4) повышение содержательности труда, самостоятельности, ответственности работника, привлечение его к управлению предприятием; 5) создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных,психологических барьеров между отдельнымигруппами работников, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива, моральное поощрение работников; 6) продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации. Данные мероприятия по повышению мотивациитруда позволяют более эффективно использоватьтрудовой потенциал предприятия и повысить егоконкурентоспособность на рынке.