Менеджер – это принадлежность какого-то лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер - это человек, прошедший большую подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Целью менеджера является обеспечение прибыльности деятельности фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, и развитие технико-технологической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности следующие: наличие общих знаний в области управления предприятием; компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности; владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; Работа менеджера состоит из определения целей: выработка общего плана действий всей организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т. д.); координация всех подразделений управления. Это исключительно важная составляющая функции руководства. Руководитель координирует работу подчиненных ему служб (плановых, финансовых, бухгалтерских, технических и т. п.); воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей, Так, директор руководит цехами, начальник цеха — участками и т. д. ; подбор кадров на различные участки управления. После определения целей менеджер принимает все функции управления:1. планирование – это процесс подготовки решения включающий постановку целей, определения исходных предпосылок, выявления альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, выбор и исполнения плана. 2. организация – целью организации является упорядочивание деятельности менеджера и исполнителей, это оценка менеджеров своих подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил на фоне проявления конкретных организационных структур. 3. мотивация – после проведения подготовительных мероприятии, менеджер должен обеспечить успешное выполнение плана, для этого он должен разрабатывать системы поощрений применительно к каждому сотруднику. На протяжении всего процесса управления менеджер должен координировать работу сотрудников, а также контролировать результаты работы. Основные функции менеджераМожно выделить 10 основных функций менеджера. Он должен уметь:1. Грамотно и рационально ставить цели и задачи Цель должна формулироваться ясно, как правило, в показательной форме. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Искусство менеджера заключается в предвидении на основе проведенного анализа, оптимистических и пессимистических прогнозов, негативных тенденций, могущих возникнуть в экономике, рынках и коллективе. 2. Анализировать ситуацию Анализ предусматривает сбор, обработку, классификацию, систематизацию, хранение и обработку информации в целях управления. Проводят анализ внешней и внутренней среды. 3. Прогнозировать ход событий и последствий Прогнозирование – вероятностное определение хода дальнейших событий. 4. Планировать свою деят-сть и деят-сть п/п 5)Рационально принимать решения Принятие решения – основная функция управления. Решения могут быть: организационными (ведущими к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления); волевыми, подкрепленными полномочиями и властью; волевыми, не подкрепленными полномочиями и властью; запрограммированными (жестко связанными с предыдущими решениями); рациональными и нерациональными (рациональное – решение, принятое на основе анализа и прогнозов). 6. Мотивировать персонал 7. Организовывать работу и налаживать руководство 8. Регулировать отношения и разрешать конфликты 10. Формировать организационную культуру и управлять ею Организационная культура – это сложная композиция ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Часто от организационной культуры зависит будущее организации, ее экономический рост. Это субъективный элемент, который может помогать или усугублять ситуацию в фирме. 10. Вести постоянный учет и контроль Непрерывно контролируя результаты работы организации, можно вовремя принять управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития. Контроль может быть непрерывным и дискретным во времени. Одновременно с контролем обычно осуществляется учет. Это подведение итогов краткосрочной деятельности, т. е. как бы мгновенный срез процессов и результатов на данный момент времени. Основные задачи, стоящие перед менеджером:1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка. 2. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка. 3. Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы. 4. Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы. 5. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые его отрасли. 6. Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителей. 7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным элиминировать его воздействие на рыночное положение фирмы. Важнейшей задачей менеджера является организация производства товаров и услуг с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов, обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке.