Маркетинг - экономический термин, включающий в себя организацию и формирование рекламно-сбытовой деятельности предприятия, анализ и изучение рынка, жизненного цикла товаров с целью удовлетворения спроса на продукцию и получения прибыли. Маркетинг - категория, основанная на возможностях и требованиях рынка, реальном и потенциальном поведении потребителей. Существуют четыре альтернативные цели маркетинга:достижение максимально возможного высокого уровня спроса;достижение максимальной потребительской удовлетворенности;предоставление максимально широкого выбора;максимальный рост качества жизни. Достижение максимально возможного высокого уровня спроса. Некоторые экономисты считают, что цель маркетинга — в обеспечении максимально высокого уровня спроса, который в свою очередь создает условия для роста экономики и благосостояния граждан. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Исходя из этой точки зрения цель маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня спроса. Дело в том, что степень потребительской удовлетворенности практически невозможно вычислить. Поэтому охарактеризовать качествомаркетинга на основе показателей удовлетворенности затруднительно. Предоставление максимально широкого выбора. Существует мнение, что основная цель маркетинга - создать условия для обеспечения широкого спектра товаров и услуг и предоставить потребителю максимально возможный выбор. Совокупность рынка и маркетинговой деятельности должна дать потребителю возможность найти те необходимые товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и потребностям. Максимальный рост качества жизни. Существует мнение, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в повышении качества жизни. Это сочетание складывается из качества, количества, номенклатуры, доступности и стоимости товаров и услуг. Безусловно, качественный маркетинг является одним из важнейших факторов повышения уровня и качества жизни. Тем не менее качество это измерить достаточно сложно, поскольку существуют различные трактовки и концепции его оценки. Мы перечислили основные системы целей маркетинга на макроэкономическом уровне; на уровне предприятия основная цель маркетинга — изучение рынков сбыт, проведение рекламной деятельности, формирование собственной ниши и содействие получению прибыли. Ключевыми понятиями маркетинга являются следующие понятия: нужда (потребность), желание, спрос. Потребность (нужда) - чувство, которое человек испытывает, нуждаясь в чем-либо. Потребности могут быть первоочередными и вторичными. Потребность в жилье, безопасности, причастности группе не создаются ни обществом, ни маркетингом - они присущи человеку. Желания — это внутренние побуждения человека с целью реализации его собственных предпочтений. Число потребностей ограничено, желания различны и бесконечны. Желания являются объектом принятия под влиянием общественной пропаганды, социальных институтов, личных маний. Различия между нуждой (потребностями) и желанием позволяют ответить на обвинения, что маркетинг отвечает нуждам. Спрос — потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос соответствует желанию купить какой-либо товар. Это желание поддерживается волей. Иерархия потребностей по А. Маслоу выделяет следующие виды потребностей:физиологические потребности - потребности в пище, одежде, жилье, благоприятной социальной обстановке и т. д. ;потребность самосохранения - это физическая безопасность, психологическая безопасность;социальные потребности – потребность человека в общении и в взаимодействии с себеподобными; потребность быть востребованным социально и профессионально;потребность в уважении (признании, статусе) - важно, как нас оценивают другие;потребность в самоутверждении, саморазвитии, самореализации. Маркетинг - это управление спросом. В зависимости от состояния спроса различают следующие типы маркетинга:конверсионный (негативный спрос);стимулирующий (спрос, отсутствует);креативный (развивающийся спрос);ремаркетинг (падающий опрос);синхромаркетинг (для сглаживания колебаний спроса);демаркетинг (понижение чрезмерного спроса). Маркетинг призван влиять на обе части спроса:наличие денег (приобретения);потребности. Многочисленные маркетинговые исследования и опыт показывают, что при выпуске и реализации товара необходимо достоверно знать психологические, мотивационные факторы, которые становятся решающими при покупке товаров. Существуют следующие общеизвестные мотивационные факторы: мотив выгоды; мотив снижения риска; мотив признания; мотив удобства; мотив свободы; мотив познания; мотив содействия; мотив самореализации.