Вопросы отношений Рима с другими гос-ми находились в ведении сената. Полибий сообщает, что в обязанности Сената входило отправлять посольства в другие гос-ва либо для перемирия, либо для призыва о помощи, объявления войны, принятия другого народа в подданство Римлян. Именно Сенат отв. за то, как принять прибывшее в Рим посольство, что ответить послам др. гос-в (Полибий). Итог: в Риме в период республики им. Сенат отвечал за дипломатические отношения. С конца 3в. Сенат отпр. послов-легатов. Легаты-посланники,которые отпр-сь Сенатом от имени Рима с важнейшими поручениями. Обычно посольство легата=3чела. Иногда 2,4,5,10 легатов. Конкретных лиц для этой миссии выбирали консулы, т. е. два высших должностных лица. По возращении легаты как уполномоченные сенаторов доклад результатах перед Сенатом. Из Рима легатов отпр. только Сенат. Отчитывались также перед сенатом. В случае военных действий послов к другим народам, из Рим. лагеря отпр. полководцев. Оратор-наряду с легатами. Это посланники с устным поручением. Принцип неприкосновенности послов был разработан не только в элл. гос-вах, но и у римлян. Напр. в 188г до н. э. по приказанию Марка Клавдия (городской претор,отвечающий за положение дел в Риме) двое римлян были выданы послам и отвезены в Карфоген за то, что они побили Карфагенских послов. Источник-Ливий"История Рима от основания города". Римляне жестко наказ. тех кто нарушал неприкосновенность легатов и фециалы решали вопрос и определяли меру наказания. Фециалы-должностные лица в Риме, которые следили за правилами поведения, за исполнением законов и традиций. Фесталы занимались выдачей виновников пострадавшего гос-ва, они же соверш. необх. по этому случаю религ. обряды. Иногда рим. посольства были многоцелевыми. Процедура приема послов из др. гос-в и отправка посольств была четко разработана. Порядок приема послов зависел от того, были ли это послы союзного Риму или подчиненного гос-ва, или враждебного гос-ва.