После смерти Александра наступил новый период греческой истории – период эллинизма. В результате ожесточенной борьбы между преемниками Александра(последняя битва на Ипсе в 301 г. До н. э.), империя распалась на несколько частей, которые мы и называем эллинистическими государствами. В период эллинизма греческая культура широко распространялась по всему Средиземноморскому бассейну и землям древнего Востока. История эллинистических государств охватывает около двух столетий (III-II вв. до н. э.). В конце II-I в. до н. э. эллинистические царства были завоеваны новыми великими державами, сложившимися на западе и востоке средиземноморского мира, - Римом и Парфией. В эпоху эллинизма образовалась система государств, находившихся в постоянных дипломатических, культурных и экономических взаимоотношениях. В эту систему входили большие державы, на которые распалась монархия Александра: царство Птолемеев в Египте и Кирене, огромное государство Селевкидов в юго-западной Азии, царство Антигонидов в Македонии и Греции, Пергамское царство, Вифиния и Понт в Малой Азии, остров Родос (его правители развивали активнейшую дипломатическую деятельность), ряд прибрежных городов в Греции, Ахейский и Этолийский союзы, Сицилия, Карфаген и несколько позднее Рим. Для истории дипломатии эллинистическая эпоха представляет большой интерес. Никогда до этого в древнем средиземноморском мире не заключалось такого множества союзных договоров, симмахий и эпимахий (оборонительных и наступательных союзов), как в это время. Памятниками дипломатической истории эллинистической эпохи являются сохранившиеся тексты договоров, письма правителей, речи государственных деятелей, передаваемые в сочинениях древних историков. В большинстве вышеперечисленных государств появились специальные лица, которые ведали и руководили отношениями с соседями. Такие руководители внешней политики были в государстве Селевкидов и в царстве Птолемеев. в их подчинении находились канцелярии. Писцы этих канцелярий вырабатывали инструкции послам, подготавливали для правителей ответные письма, посылаемые в соседние страны, беседовали с иностранными послами перед приемом их царями. Обмен посольствами в это время производился очень часто. Послы, получив точные инструкции и указания, посещали соседние государства не только для объявления войны и заключения мира, но и по различным другим поводам, зачастую жили там по нескольку месяцев, наблюдая и изучая политическую жизнь. Иногда послы отправлялись в соседнюю страну в секретном порядке, под видом путешественников или торговцев. В эпоху эллинизма выработались и известные нормы поведения во время международных переговоров. Греческий историк Полибий сообщает, что первые римские послы, прибывшие в эллинистические государства, поражали греков грубостью и неумением держать себя в обществе привыкших к вежливости эллинистических политических деятелей. Считалось неприличным для посла или правителя во время переговоров проявлять свои чувства: радость, гнев, насмешку. Обычно государственные деятели, враждовавшие друг с другом, совершенно спокойно, с улыбкой на устах вели дипломатическую беседу. Посол не должен был прерывать речь того лица, с которым вел переговоры. Установился и своеобразный международный этикет, согласно которому считалось необходимым отправлять поздравительные посольства в соседние государства даже в тех случаях, когда тот или иной правитель находился с соседями далеко не в дружественных отношениях. (военные победы)С конца III – начала II в. до н. э. в отношения между эллинистическими государствами начала вмешиваться Римская республика, которая победила в 197 г. до н. э. Македонию и в 190 г. до н. э. – государство Селевкидов. С этого времени Рим стал важнейшим центром международных отношений рабовладельческих государств Средиземноморья, а римская дипломатия начинает диктовать условия своим соседям.