Политическая система - это совокупность взаимосвязанных гос-ных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, а также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность. Структуру политической системы составляют: - гос-во; - политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др. ; - политические отношения между элементами системы; - политическое сознание (идеологическая, психологическая обстановка в обществе); - традиции политической жизни, политические нормы; политическая деятельность; - правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы. Гос-во - основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно: - представляет собой организацию всех граждан; - обладает внешним и внутренним суверенитетом; - является собственником гос-ного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества; - издает правовые нормы; - осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; - обладает механизмом гос-ного принуждения; - является единственной полновластной организацией для всего общества; - определяет основы внешней и внутренней политики страны. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является гос-ная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в обладании гос-ной властью. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп. (В демократическом обществе партии добиваются гос-ной власти через выборы в парламент и иные гос-ные органы.) В любом случае власть осуществляется через гос-во - сложную систему, включающую механизм управления делами общества - центральный элемент политической системы. В зависимости от методов осуществления власти (политического режима) выделяются следующие политические системы: демократические (либерально-демократические); недемократические (тоталитарные); смешанные. Недемократическая политическая система характеризуется следующими признаками: в основе экономической жизни лежит распределительная система результатов труда; распределением (руководством экономикой - организаций производства, работ, услуг, установлением цен и т. д.) занимается гос-во в лице специальных чиновников; гос-во является собственником основной массы средств производства; роль гос-ва является всеобъемлющей не только в экономике: гос-во контролирует политическую жизнь (а не отражает ее), руководит СМИ (монополия на информацию), образованием, воспитанием, вмешивается в личную жизнь граждан; и элементы политической системы (партии, профсоюзы, политические отношения и др.) подчинены гос-ву и контролируются им, а само гос-во подчинено монопольно правящему классу (группе лиц); цель политической системы данного типа - стабилизация, консервация общественной жизни, поддержание существующего порядка. На разных исторических этапах недемократическая политическая система принимала различные формы: общества "азиатского способа производства"; общества тоталитарных гос-тв XX века; общества современных недемократических государств; иные формы общества. Для демократической политической системы характерны: наличие рыночной, товарно-денежной основы экономики; саморегуляция экономики; отмершая роль гос-ва в экономической жизни (гос-во устанавливает "правила игры", но не руководит экономикой напрямую): - человек является целью для гос-ва (а не средством решения техили иных задач); государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека; идеологическое многообразие, политический плюрализм; элементы политической системы (партии, профсоюзы и т. д.) выполняют самостоятельную роль, а не находятся под тотальным контролем гос-ва и не являются его придатками, то есть гос-во не подменяет и не подавляет иные элементы политической системы; политическая система общества способствует максимальному раскрытию политического и творческого потенциала человека, динамическому экономическому развитию, политическому самовыражению различных социальных групп ("свободная игра политических сил") индивидуальной свободе. Демократическая политическая система присуща большинству современных развитых стран. В некоторых обществах политическая система совмещает в себе черты и демократической, и недемократической. Такие системы называются смешанными и характерны для стран, переживающих переходный период в экономике и политические реформы (то есть стран, переходящих от тоталитаризма и авторитаризма к демократии). Право, как и гос-во, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязано с ней. Роль права в политической системе общества в том, что: - элементы политической системы (гос-во, партии, организации, профсоюзы и т. д.) зафиксированы (легализированы) в правовых актах - конституции, законах, подзаконных актах и действуют в рамках права; - в демократических политических системах (и частично в недемократических и смешанных) отношения по поводу гос-ной власти (завоевание, удержание, использование) облекаются в правовую форму; - право служит одним из средств связи между обществом и его полити-1 ческой системой (например в законах, принимаемых гос-ными органами, как правило, учитывается воля народа); право аккумулирует волю общества; - право интегрирует (объединяет) сообщество, делает политическую систему стабильной (например, конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а следовательно, и основы политической системы общества). Закон «О политических партиях»