Р. Давид выделил правовые системы (или, как он выражался, правовые семьи): романо-германскую систему, систему общего права (англосаксонская), социалистическую систему и систему религиозного и традиционного права. В качестве классификационных критериев были использованы прежде всего источники права и методы работы юристов (законодателей и судей), далее принципы права и его структура. Естественно, такая классификация приспособлена именно к праву, создана для права, поэтому она может быть использована для поиска правопонимания. Романа-германская система в основном базируется на кодексах, на подробном и разветвленном централизованном законодательном регулировании. На первый план выдвинуты правовые нормы, которые рассматриваются как обязательные правила поведения, отвечающие требованиям справедливости. Основная цель юридической науки и практики— правильно найти содержание этих норм и через них обеспечить желательное для общества регулирование отношений людей. Применение права, осуществление правосудия занимают в этой системе подчиненное место, отсюда и ограниченная роль судебной практики. Романо-германская система возникла в континентальной Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые, опираясь на догму римского права, сформировали начиная с XII-XIII вв. юридическую науку и юридическую практику. Эта система распространилась на континентальную Западную Европу, ее позаимствовали и многие другие страны мира. Система общего права (англосаксонская) включает право Англии и других стран, взявших английское право за образец. Общее право было создано судьями, разрешавшими конкретные конфликтные ситуации. В системе общего права сама норма права гораздо менее абстрактна, чем в романо-германской системе. Здесь норма права направлена не столько на создание общего правила поведения, сколько на разрешение конкретного дела. Здесь норма ориентирована на настоящее, на вполне определенную ситуацию и, в гораздо меньшей степени, на будущее, на относительно неопределенную, предполагаемую ситуацию. Система общего права ставит судебный прецедент на один уровень с законом, она почти не знает кодексов (функционируют отдельные законы, принятые по конкретным поводам), но придает огромное значение судебной практике. Число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике, исчисляется в Англии сотнями тысяч (от 300 до 500 тыс.). Помимо них имеется не менее 3 тыс. законов. В США прецедент имеет несколько меньшее применение в судах, чем в Англии, однако и здесь издается ежегодно 350 томов судебных решений, которые м. б. использованы в качестве прецедента. Родина и центр системы общего права — Англия. Эта система распространялась вместе с английской колонизацией, широкое применение система общего права получила в США и Канаде. Вместе с тем в этих странах много специфических отличий. Частично общее право было воспринято в Индии и в некоторых мусульманских странах. Социалистическая система была выделена в науке сравнительного права по ее целевой направленности. Здесь право рассматривалось как орудие и средство революционной) преобразования общества, создания новой) порядка. Эта система охватывала бывший СССР и европейские социалистические страны. По юридическим признакам эта система более близка к романо-германской системе. Религиозные системы существуют во многих странах. Р. Давид пишет об этих системах: «Можно даже усомниться в том, что они являются правом. В большинстве из них, если не во всех, акцент делается на обязанности, которые возлагаются на праведного человека, а понятие субъективного права отсутствует. Термин «право» употребляется в этих системах только за отсутствием лучшего термина». Самая крупная из религиозных систем — мусульманское право, меньшее распространение имеет индусское право. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,- Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что: одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются: - признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости; * переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями; -вторичное значение нормативно-правовых актов; - незначительная роль судебной практики; - большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей); - непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм; - приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов. Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права. Семья традиционного права - наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догос-ном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее: неписаный (некодифицированный) характер права; - основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология; - сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание гос-вом за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи; - регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума; - коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; - осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями; архаичность многих обычаев; - уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях; - месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь"). Классификация права по системам имеет очевидные достоинства, она хорошо приспособлена к потребностям правовой науки и практики. Но и у этой классификации есть недостатки. Р. Давиду и его сторонникам не удалось провести классификацию по единому критерию, единому основанию. Социалистическая и религиозная системы выделены по содержанию правового регулирования, а романо-германская и общая системы — по юридико-техничееким признакам. Собственно правовая цель, которую ставит эта классификация, достигается только при выделении романо-германской и общей систем права. Для изучения права эта классификация превосходна, но для поиска правопонимания ее использование ограничено.