Кодификация – коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права. Акт, возникший в результате кодификации: охватывает обширную сферу однородных отношений; имеет важное значение для всего общества; стабилен и действует длительное время; значителен по объему; имеет сложную структуру; является единым и внутренне логичным документом. Учет нормативных актов называются сбор действующих норма актов, их обработка, расположение по определенной системе хранение гос-ными органами, предприятиями, учреждениями организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат: - ФКЗ; ФЗ; - нормативные указы Президента РФ; - нормативные акты Правительства РФ;- акты федеральных органов исполнительной власти;- законы субъектов РФ;-акты соответствующих органов местного самоуправления; - нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;- постановления Конституционного Суда РФ. Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают: - журнальный учет; - картотечный учет; - поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии; - автоматизированный учет. Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам. Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права). При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в текст соответствующих нормативно-правовых актов. Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера). В России пользуются популярностью такие компьютерные информации - поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", «Гарант", "Эталон". Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила. Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации. В целях достижения обозримости всех норм права, относящихся к одному и тому же вопросу, скорейшего определения круга норм, сохранивших свою силу, и для других удобств пользования нормативным материалом, действующее право подвергается систематизации которая состоит в распределении норм права по регулируемым им предметам. Два рода систематизации норм права: инкорпорация, кодификация и консолидация. Инкорпорация - такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определенном систематическом порядке. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР я было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг. Инкорпорация может быть: официальной (своды законов государства и т. д.); полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества. Кодификация — это такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов, — кодексы. Поэтому при кодификации отдельные положения действующих законов заменяются новыми, для устранения пробелов и неясностей создаются новые нормы права. И по существу и по форме кодекс — это новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действующий нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов. Пример, инкорпорации - Кодекс Юстиниана, изданный в VI в. в результате систематизации императорских указов. Инкорпорацией является составленный в 30-х годах прошлого столетия под руководством М. М. Сперанского Свод законов Российской империи, содержавший систематическое изложение всего действующего права в 15, а позднее в 16 томах. Пример, кодификации — издание кодекса гражданского права при Наполеоне I во Франции — гражданский кодекс 1804 г. Кодификация советского права в РСФСР частично предпринята была в 1918 г., но произведена была в основном в 1922 —1923 гг., когда был опубликован ряд кодексов по важнейшим отраслям советского права (Гражданский кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и др.). Реформа российского гос-ва, изменения, происшедшие в экономике страны, а также большое число законодательных актов, принятых Гос-ной Думой, выдвигают в качестве очередной задачи новую кодификацию российского права. В настоящее время подготавливаются проекты новых кодексов. В отличие от изданных ранее они будут учитывать новые принципы построения российской гос-ности, такие, как; демократизм и полновластие народа, равноправие и самоопределение народа, многопартийность, национально-территориальный принцип образования форм гос-ности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации, равноправие субъектов Федерации и др.