Форма государственного устройства - способ территориальной организации гос-ва, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видами форм гос-ного устройства являются: - унитарное гос-тво; - федерация; - конфедерация. Унитарное гос-во имеет единую территорию и единую (цснтрализованную) систему гос-ной власти. Признаки унитарного гос-ва: -единство и однородность территории; - отсутствие внутри госва частей, обладающих признаками гос-ва (то есть гос-тв в гос-ве); - деление страны осуществляется по админ-но-территориальному признаку; - админ-ные единицы не обладают политической самостоятелностью, не имеют признаков гос-ва; - наличие только одной общегос-ной конституции; - наличие единой системы законодательства; -наличие единых для всей страны высших органов гос-ной власти; - парламент, как правило, имеет однопалатную структуру; - органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти; - единое гражданство для всей страны; -единая денежная система; - общая для всех админ-ных единиц финансово-кредитная и налоговая политика. Унитарными, являются небольшие по территории гос-ва с компактно проживающим однородным населением. Пример: (простые) Дания, Норвегия, Швеция, Португалия, Италия, Франция, Венгрия. Особая разновидность унитарные гос-ва с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Примеры унитарных гос-в с автономиями: сложные унитарное гос-во Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг (Сли-ган) и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика), Узбекистан (Каракалпакская автономная республика), Дания (Фарерские острова и Гренландия). Автономия – это самоуправление определенной части территории гос-ва, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями, ее населению, м. б. присущи определенные исторические особенности, традиции. Политическая автономия обладает правом собственного законодательства. Админ-ная автономия- предполагает использование местного языка в школах, судебном процессе, радиовещании и издании газет, некоторые права во внешне-экономических отношений, приоритет в испорльзовании местных ресурсов. Унитарное гос-во м. б. централизованным, децинтрализованным, относительно-централтзованным (относительно-децентралтзованным). В централизованном гос-ве управление в региональных единицах(кроме общины), осуществл-ся только назначенными «сверху чиновниками», выборные местные представительные органы не создаются (Азия, Африка), в условиях военных режимов нет и парламентов, избранного президента (его место занимает военный президент). В децинтрализованном унитарном гос-ве на всех уровнях админ-но-территориального деления есть выборные органы (советы и мэры), а назначенных чиновников общей компетенции нет (Великобритания). Относительно-децентрализованном унитарном гос-ве на местах есть выборные органы, и назначенные чиновники общей компетенции, кот. с одной стороны имеют собственную сферу деятельности (обеспечение общественного порядка), а, с другой стороны, осуществляют админ-ый контроль в отношении законности (только законности) местных представительных органов (Франция). Федерация - сложное (союзное) гос-во, состоящее из частей, обладающих признаками гос-ва. Можно выделить следующие признаки федерации: территорию федерации составляют территории ее субъектов; субъекты федерации обладают признаками государства - имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику; в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром; высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству парламенту, судам; наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству; парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя - интересы субъектов. Федерации м. б. : -территориальными; - национальными; - национально-территориальными. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории гос-вах. Это федерации, созданные на основе союза, путем объединения ранее самостоятельных государственных образований (США, Швейцария, Танзания, ОАЭ и др.), и федерации, созданные «сверху», актами государственных органов, обычно конституциями, реже — законами, разделяющими территорию страны на субъекты федерации (Индия, Пакистан и др.) Первые обычно называются договорными, а вторые — конституционными, но нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика и др.). В связи с указанными различиями выделяют федерации на основе союза и на основе автономии. В федерациях на основе союза конституциями признаются суверенитет субъектов федерации и право их сецессии (выхода) из состава федерации. Тайкой федерацией был СССР, распавшийся в 1991 г. Субъекты федерации во всех странах имеют некоторые общие признаки: - собственные местные парламенты и свои правительства (администрации). Лишь в ОАЭ эмираты не имеют парламентов, высшим органом власти является только эмир; - имеют право собственного законодательства. В ОАЭ акты, подаваемые эмирами, не называются законами, поскольку считается, что все законы (кануны) уже есть в Коране, но по существу акты эмиров (низаны) имеют силу закона; - в федеральных конституциях всегда проводится размежевание предметов ведения (полномочий) федерации и ее субъектов;- в федерациях вторая (верхняя) палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы; - Субъект федерации в различных формах, необязательно принимает участие в решении общефедеральных вопросов, организационной формой этого является верхняя палата. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика. В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих; в них национальностей. В качестве примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (Союз Сербии Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся 1993 г.). Как правило, национальные федерации являются непрочными образваниями. Особый вид федераций - национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерамы: РФ (32 субъекта, которые создан на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеют щей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Реликтовой формой гос-ного устройства является конфедерация Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным гос-вом, в то время как конфедерация - союзом гос-тв. Для конфедерации характерны: слабый уровень интеграции составляющих ее частей; - наличие у них гос-ного суверенитета и иных признаков гос-тва - собственной армии, гражданства, законодательства; - отсутствие единых высших органов гос-ной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий; - право свободного выхода из конфедерации. Конфедерация - временное, нестойкое образование. Оно создается как промежуточный этап при объединении суверенных гос-тв в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные гос-ва. Примерами конфедераций являются: Швейцария в 1815 - 1848 гг. (объединилась в федерацию), Сенегамбия (после попытки в 1982 г. объединить Сенегал и Гамбию распалась в 1989 г. на независимые гос-ва). В последние десятилетия в некоторых странах (Италия, Испания Шри-Ланка, ЮАР) возникла особая форма регионалистского (регионального) государства. Оно занимает промежуточное положение между унитарным федеративным гос-вом. В отличии от унитарного оно состоит не из админ-но-территориальных единиц, а из автономных образований, которые имеют право собственного местного законодательства, однако в таком гос-ве, кроме ЮАР не создается верхней палаты, которое является представительством именно субъектов (оно образуется на других началах с учетом деления на автономии), не существует детального размежевания полномочий. Органам автономии предоставлено право издавать законы, по некоторым вопросам местного значения. В них назначается представитель федерации (комиссар), чьи полномочия усиливаются в чрезвычайных условиях, но в некоторых гос-вах без его подписи законы автономии не действительны, в других он имеет право вето, даже отмены законов, принятых местным парламентом.