Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения. Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–182 5), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–182 2). Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–182 4). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен. В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–188 5). Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист. Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–182 8) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма. Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер. Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–188 3). В своих операх он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл. Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791 – 182 4). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом. Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико Эжен Делакруа (1798–186 3), произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью. Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни. В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850). Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803–1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения изящны, лаконичны, обладают отточенной формой. Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812–1870), родоначальником нового направления – критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки. В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления – веризма.