К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве: 1) символизм; 2) натурализм; 3) импрессионизм. Для символизма характерна передача образов с использованием различных символов. В литературе яркими представителями символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854–189 1), Стефан Малларме (1842–189 8). Символистом в живописи можно назвать английского рисовальщика Обри Винсента Бердсли (1872–189 8) («Пещера сплина», 1895–1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 189 6). Для натурализма была характерна объективная передача реальности, причем научному предпочиталось художественное восприятие. Сторонником натурализма в литературе был французский писатель Эмиль Золя (1840–190 2). Основное его произведение, посвященное жизни одной семьи, – «Ругон-Маккарты», написанное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве. В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился импрессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832–188 3) («Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бержер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ренуар (1841–191 9) («Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Ментона», «Девушка, играющая на гитаре»). Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, насколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах. Наибольшее значение для последующих поколений имело сложившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.