Некоторые проблемы преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)
Криминологическую характеристику конкретных видов преступности (государственной, воинской, транснациональной и иной) мы будем анализировать при изучении прикладной части нашего спецкурса. Сегодня же рассмотрим только общие проблемы Государственной Границы, прямо или косвенно связанные с негативным социально-правовым явлением - преступностью. На их (проблем) существование, в 1994 году, оказывали влияние следующие факторы: -усиление военно-политической напряженности в ряде регионов (в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском регионе, а также в Республике Таджикистан);
-стремление преступных группировок превратить Государственную границу в устойчивый канал незаконной миграции граждан третьих стран, вывозу из России стратегического сырья, промышленной продукции и других материальных ценностей, контрабанды оружия, боеприпасов и наркотиков; создать вокруг пограничных соединений и частей обстановку с повышенной криминогенностью. Всего в течении 1994 года в отношении военнослужащих ПВ РФ и объектов ПВ совершено свыше 700 противоправных акций;
-активизация националистических и реваншистских сил, требующих пересмотра прохождения линии Государственной границы РФ, особенно на карельском, прибалтийском направлениях, а также активным формированием японской стороной выгодных для себя ситуаций для решения вопросов, связанных с “северными территориями”;
-стремление отдельных государств и особенно Китая осуществить “тихую экспансию” в Дальневосточном регионе посредством оседания китайских граждан в российском приграничье;
-сохранение напряженной обстановки на морской границе РФ и в исключительных экономических зонах Балтийского, Японского, Охотского и Берингова морей; -дальнейшее становление Государственной границы РФ на новых рубежах при отсутствии необходимых межгосударственных договоров и пограничной инфраструктуры. Создание новых пограничных объединений в арктическом, закавказском, центрально-азиатском и дальневосточном регионах России; - нарастание внутренних проблем ПВ, связанных с комплектованием соединений и частей офицерскими кадрами, призывным контингентом, укреплением законности и правопорядка, обустройством войск, финансированием и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.
Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году. За 1994 год военнослужащие ПВ во взаимодействии с другими правоохранительными органами обеспечивая выполнение стоящих перед ними задач:
-задержали около 5 тысяч нарушителей границы, среди которых выявлены 9 членов террористических организаций, 6 агентов спецслужб сопредельных государств; -изъяли контрабанды на сумму 11, 1 млрд. рублей, около 2-х тонн наркотических веществ и свыше 1. 5 тысячи единиц огнестрельного и холодного оружия.
Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать латентной части: государственных преступлений; контрабанды; преступлений, которые не могут обойтись без организованной преступности - связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр. Если бы мы могли их получить, то, думается, результаты нас не порадовали....
Проанализировав аналитические справки и обзоры главного штаба и Управления воспитательной работы о состоянии законности и правопорядка в Пограничных войсках можно сделать несколько основных выводов по их содержанию: -все негативные процессы, связанные с преступностью, происходящие в обществе, практически по всем основным направлениям повторяют свои тенденции и в пограничных войсках;
-между специальными службами ПВ, на которые возложена профилактика правонарушении, как внутри системы, так и в сфере выполнения одной из основных функций ФПС - защиты интересов России на государственной границе, нет единого методологического подхода к изучению этих проблем. Поиск решения проблем законности и правопорядка невозможен без научного подхода, отработанных методик и т. д.
Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не профессиональные криминологи, а люди, имеющие смутное представление об основах криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за то, что они хоть как-то сравнили данные статистики и попытались объяснить полученные результаты. Однако Вы уже не будете иметь право проводить такую примитивную экспертизу....
Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести следующие данные: 1. Сравнивая 1994 и 1995 годы:
- обстановка сложная, количественно-качественные характеристики - динамика состояния характеризуется увеличением;
- по уровню (на 1. 000 человек) сравнить не могу (нет данных за 94 год), но сравнивая 93 и 95 годы эта динамика имеет обратный характер - соответственно 12, 8 и 8. 7 (по другой таблице у меня получилось 7. 1). См. таблицу №8: № п. п. Наименование 1-е полугодие 1994 г. 1-е полугодие 1995 г. , в скобках (на 1. 000) Динамика 1. Всего преступлений 979 1571(8. 7) + 592 1. 1 Из них воинских 828 1352 (7. 5) + 524 1. 2 обще уголовных 145? (по тексту справки - 149) 219 (1. 2) + 74 1. 3. государственных 6 - 6 (? ) 2. Всего участников 1018 1625 (8. 95) +607 2. 1 Из них офицеров 19 38 (1. 68) + 19 2. 2 прапорщиков, мичманов 10 24 (1. 33) + 14 2. 3 в/с по контракту 12 35 (1. 68) + 23 2. 4 в/с по призыву 975 1526 (11. 7) +551 3. Самоубийств 26 31 +5 3. 1 Попыток самоубийств 25 19 +6
Как бы не хотелось об этом еще раз говорить, но ни о какой криминологической интерпретации этих данных не может быть и речи.
Теперь поговорим о структуре преступлений, то есть о ее внутреннем содержании в ПВ РФ. Опять же по “куцым” данным в сравнении (1-ых полугодий 94 и 95 годов): 1. доля тяжких преступлений - +107%; из них: - умышленных убийств - +200%; -ТТП - +250%;
(лидерами являются ЗабПО - 37. 9% и КОПО - 12. 6%). Приведя эти цифры, авторы справки сделали вывод о том, что они свидетельствуют “о профессионализации криминальной деятельности пограничных войск”. Вы меня извините, но что такое профессиональная преступность .... и свидетельствуют ли эти цифры об этом.... и о чем они свидетельствуют? ?? Надо быть осторожнее с такими выводами.... 2. Динамика роста самовольных оставлений части - +92%, а в структуре воинских преступлений - 70% (основная их доля: 45% в учебных частях и центрах и 35% в отпусках). Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в РТ;
3. Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения 115 (+180%), из них 60 (52. 2%) в ГПВ РТ. Задайте себе вопрос это много или мало и почему.... какова латентная часть .... и какова цена латентной части и зарегистрированной? ?? ....
4. Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах и внутренних нарядах: -нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%); -уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
-халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а на всей остальной границе все такие добросовестные, не допускают халатного отношения к службе? ....
5. увеличение качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т. е. лиц, проходящих службу на профессиональной основе: - офицеров - 38 (+100%); -прапорщиков - 24 (140%); -военнослужащих по контракту - 35 (+192%) З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Те фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели естественно не будут аналогичными после окончания Вами института Пограничных войск РФ. Они должны стать для Вас отправной точкой для понимания проблемы правонарушений, с которыми сталкиваются пограничники как граждане России, при охране границы и при решении внутренних вопросов в своих будущих подразделениях, а также на обслуживаемых участках. В процессе дальнейшего курса мы научимся прогнозировать, планировать саму преступность и осуществлять меры по ее предупреждению.