Отчет
По итогам работы методического объединения “Реализация программы формирования здоровья детей дошкольного возраста “Здравствуй”. Руководитель Смирнова М. В. Ст. воспитатель д/с № 65 2001 – 2002 уч. год.
Целью работы м/о “Реализация программы М. Л. Лазарева “Здравствуй”в 2001-2002 уч. году являлась интеграция программы в образовательное пространство д/с.
Довольно трудно было выстроить план работы, т. к. детские учреждения №№ 65, 66, 33, входящие в м/о, находятся на разных уровнях становления программы. Д/с № 65 работает по программе в течении четырех лет, имеет достаточно большой практический опыт. Д/с № 33 присоединился к работе м/о в прошлом году, делает только первые шаги во внедрении программы. Д/с № 66 впервые взял программу для изучения. Тем не менее мы постарались выстроить план таким образом, чтобы встречи были интересны и полезны всем коллективам, каждый детский сад принял активное участие и внес посильную лепту.
Теме “Интеграция медицинских, педагогических, психологических и экологических подходов– основной признак валеологической методологии” была посвящена первая встреча, которая проходила на базе д/с № 65. В теоретической части, представленной старшим воспитателем Смирновой М. В. , определено понятие здоровья с точки зрения валеологии, его важнейшие составляющие части. Участники м/о, разделившись на четыре группы, обсудили 1) медицинские, 2) педагогические, 3) психологические, 4) экологические подходы. Каждая группа высказала общее мнение по конкретным подходам, выработанное в ходе обсуждения. Состоялся разговор о том, что серьезное оздоровление ребенка в образовательном процессе может быть осуществлено при глубинном изменении методологии и технологии образования.
Педагогами д/с № 65 Коваленко Т. И. и Лисенко Л. В. была представлена выставка уголков здоровья, где были представлены разные варианты персонажей программы, валеологические игры, тетради здоровья и пр.
Просмотрен и проанализирован урок здоровья в старшей группе по теме “Целебные звуки”. Урок провели музыкальный руководитель Терпигина Л. П. и воспитатель Мелешко И. С. Коллеги смогли задать интересующие их вопросы по ходу урока и практике валеологии, получили исчерпывающие ответы.
Две последующие встречи были посвящены здоровьесберегающим технологиям, отвечающим концептуальным идеям программы“Здравствуй”.
Детский сад № 66 представил материал о психотерапевтическом эффекте изодеятельности (зам. зав. д/с № 66 Михеева Л. И. ). Важным положением программы“Здравствуй” является мысль о том, что физическое здоровье ребенка (гармонизация его “биологии”) лежит через психическое совершенствование, через личностный рост. Одна из технологий оздоровительной деятельности, разработанная в программе включает в себя психоэмоциональный тренинг, визуализацию эмоциональных состояний. Рисование под музыку довольно широко применяется в психотерапевтической практике. А психотерапевтические, развивающие возможности искусства лежат в самой его природе.
Данные теоретические положения нашли свое практическое отражение в занятии педагога Тимошечкиной Л. И. , проведенном на высоком профессиональном уровне. Ярко представлен синтез искусств, решались задачи по развитию чувствования, воображения, ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности; передача ребенком через рисование своего эмоционального состояния. Увидена тесная взаимосвязь специалистов д/у (педагогов, врача психолога), работающая на благо оздоровления детей.
Мини арттренинг для участников встречи провела психолог д/с № 65 Ковель М. Ю. Педагоги, участвующие в работе м/о, оставили отзывы и пожелания в импровизированной“Книге отзывов”, цель создания которой: получение обратной связи. Следующую здоровьесберегающую технологию представлял д/с № 65. Работа данного м/о проходила в течение двух дней, для педагогов обеих смен. После теоретических обоснований здоровьесохраняющих аспектов технологии Н. А. Зайцева, четко, грамотно, эмоционально и доступно представленных логопедом д/с № 65 Шараповой Л. А. , свой практический опыт работы с кубиками Зайцева на младшей группе, используя видеоматериалы этапов этой работы, продемонстрировала воспитатель д/с № 65 Коваленко Т. И. Л. А. Шарапова в течение двух дней показала два разных практических занятия с детьми речевой группы, занятия с разным уровнем сложности, с разными целями и задачами.
Последняя встреча участников работы м/о состоялась в д/с № 33 пос. Подгорный. Она преследовала две цели: подведение итогов работы м/о и обсуждение темы“Важность уроков радости в эмоциональном развитии и оздоровлении дошкольников”. Методисты д/с рассказали собравшимся об этапах реализации программы в своих д/с. Затем мной, как руководителем м/о, были напомнены педагогам основные и самые важные, на мой взгляд, моменты работы м/о. Участникам встречи было предложено объединиться в группы по д/с и заполнить итоговую таблицу, высказав оценочные суждения по теоретическому материалу, представленному на м/о, практическим занятиям с детьми и по формам работы с взрослыми. Собравшиеся отметили высокий уровень всей работы м/о, отметили доступность, грамотность, связь с практическими занятиями теории; достаточно высокий уровень занятий с детьми, большой оздоровительный эффект этих занятий. В работе с взрослыми использовались тренинги, деловые игры, психологические игры, практимумы. Пожелания: продолжать использовать и дальше формы работы, активизирующие участников.
Общий вывод: работа м/о признана эффективной, на высоком уровне. Для представления на августовской конференции был определен следующий вопрос: Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников. После подведения итогов старший воспитатель д/с № 33 Сидоренко Е. В. рассказала об уроках нравственного и духовного здоровья. Праздник–важный фактор формирования маленького человека. Положительные эмоции способствуют оздоровлению детей. В выступлении отмечена важность хорового пения для создания фундамента психофизического здоровья.
Коллектив д/с № 33 представил для просмотра праздник Пасхи в подготовительной группе д/с. Отмечена большая предварительная работа всего коллектива. Данный праздник можно без преувеличения назвать истинным уроком нравственного и духовного здоровья.
Я, как руководитель м/о, считаю что несмотря на разный уровень погружения д/с в программу“Здравствуй”, работа проделана серьезная в каждом учреждении, и работу всего м/о можно считать эффективной. Явка педагогов была достаточно высока, что порой затрудняло организацию показов практических занятий с детьми, т. к. все д/с санаторные. Семинар
“Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста”. План. Теоретические положения программы “Здравствуй”. Практические упражнения с взрослыми.
Открытые просмотры оздоровительной работы с детьми по программе “Здравствуй”: Оздоровительная минутка по теме “Вода и мыло" (ст. гр. воспитатель Давлетова В. В. )
Урок здоровья “Чудо _ нос” (муз. руководитель Терпигина Л. П. , воспитатель Лисенко Л. В. ,ср. гр. ) Звуковые игры. Мл. гр. , воспитатель Коваленко Т. И.
Развитие двигательного воображения. ( Инструктор физкультуры Щербакова Л. Е. , воспитатель Мусанова Т. В. , реч. гр. ).
Оздоровительная пауза “ Музыкотерапия”. Подг. гр. , воспитатель ВолодинаН. А.
Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников. Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб. У. Конгрив, британский драматург, 18 век.
Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.
Слово “музыка” происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка- это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе. Терапия –в переводе с греческого “лечение”. Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь. Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в 19–нач. 20 в. в. Но еще в 1890-х невропатолог Корнинг сообщает о том, что музыка Вагнера и других композиторов-романтиков снижает уровень болезненных мыслей и усиливает воздействие положительных образов и эмоций.
В 1914 г. в журнале Американской медицинской ассоциации было опубликовано письмо доктора Кейна, который сообщал об использовании фонографа для “успокоения и отвлечения пациентов” во время хирургической операции. В 1918 г. колумбийский университет разработал первый курс “Музыкотерапии”, который вела Маргарет Андертон, музыкант из Великобритании. Она работала с солдатами, получившими ранения во время первой мировой войны. В 1930-х и 1940-х годах использование музыки и звука для уменьшения и ослабления боли стало применяться в зубоврачебной и хирургической практиках.
Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40-х годов, взяв за основу опыт использования музыки для снятия невроза у солдат второй мировой войны.
Преподавательница факультета музыкального образования в Канзасском университете Гастон открыла первую интернатуру по музыкальной терапии, а также центры при Канзасском университете и в городе Топека, где обучали использованию музыкотерапии в США.
Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Келлогу, энтузиасту, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни времени, ни любопытства, чтобы докопаться до того, почему это все происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.
За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию–Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и ценности терапевтического воздействия музыки распространяются среди широких кругов американцев. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских домах, тюрьмах, школах и т. д. Более половины из них работают с психическими больными, умственно отсталыми, и престарелыми. 70 колледжей и университетов в США готовят специалистов в области музыкальной терапии.
Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная терапия признана официальным средством восстановления в рамках государственной системы страховой медицины.
История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев –заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй” (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как “ именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления”.
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев– клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях –прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх–60 вдохов, гнев – 40 вдохов.
В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень имунных процессов в организме, т. е. Приводит к снижению его заболеваемости.
Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музыцировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание.
Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды. --В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс. --Медленная музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
--Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие
--Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
--Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.
--Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность. --Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
--Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.
--Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
--Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.
--Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.
--Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности. .
План теоретической части семинара “Программа формирования здоровья дошкольников” Вступление. Опыт работа по программе. Особенности программы. Теоретические положения программы “Здравствуй”. Философско-методологические основы программы. Открытая школа здоровья. Метод музыкальной психорегуляции дыхания. Музыкотерапия.
Формирование физиологической и познавательной мотивации здоровья. Практика валеологии. Основные темы программы. Виды оздоровительных занятий. Взаимодействие с родителями. Урок здоровья с взрослыми. “Музыка, здравствуй! ” Игра “Волшебное зеркальце”.
Мотив здоровья “Целебные звуки” – разучивание по алгоритму. Серия звуковых упражнений: -тканевая вибрация; -диафрагмальные толчки.
Программа “Здравствуй” построена на идеях формирующейся в последние годы науки о здоровье - валеологии (от лат. Valeo– здравствовать). (Таблица 1, стр. 14).
Но если говорить о реализации идей валеологии в обществе, то должна быть создана новая система формирования здоровья– система здравообразования. (Таблица 2, стр. 15).
Главное действующее лицо валеологии – сам человек –творец своего здоровья. Если в медицине есть термин “комплекс болезни”, то психологическое основание валеологии можно назвать “комплексом здоровья”, под которым понимается совокупность всех основных психологических факторов и условий, влияющих на физическое здоровье человека. (Таблица 3, стр. 16).
В последнее время начала складываться новая парадигма здоровья, значительно отличающаяся от прежней. Лазарев в своей программе представляет три основные парадигмы здоровья и обеспечивающие их социальные институты. (Таблица 4, стр. 18).
Принцип культурной политики здравосозидания вытекает из формулы здоровья, в которой выделено соотношение компонентов, влияющих на здоровье. Н=К*(Конст. *ФФЗ/ФРЗ) Н – здоровье человека К – коэффициент культуры общества Конст. – врожденная конституция (наследственность) ФФЗ – факторы, формирующие здоровье
ФФЗ=ОС (окружающая среда) +СЖ (стиль жизни)+СФЗ (система формирования здоровья– медицина и валеология) ФРЗ – факторы, разрушающие здоровье.
Из формулы понятно, что при уменьшении культуры общества показатель здоровья будет уменьшаться.
В социокультурной парадигме здоровье рассматривается как результат образования, магистральный путь развития культуры.
Программа ”Здравствуй” представляет собой модель открытой школы формирования здоровья, которая предполагает взаимоучастие трех социальных институтов: семьи, детского учреждения и общества (Таблица № 5, стр. 22).
Что значит “открытая”? –Предполагается свободное участие в процессе формирования здоровья всех членов социума и использование биологических, экологических и социальных факторов. “Школа формирования здоровья” –активная оздоровительная деятельность самого ребенка; становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, диагностика, коррекция. При этом активность в области здоровья может быть как на уровне поступков, так и на уровне помыслов.
В конечном счете, вся программа “Здравствуй” направлена на то, чтобы ребенок захотел стать здоровым.
Программа “Здравствуй” является составной частью разработанной программы формирования здоровья ребенка на разных ступенях онтогенеза. (Таблица 6, стр. 23).
В первых программах “Сонатал” и “Интоника” ребенок приобретает “духовный опыт” с помощью музыки, проживая психофизиологические И социальные феномены, связанные со здоровьем (режим дня, эмоции и чувства, простейшие движения, взаимоотношения с окружающим миром и т. д. ) В программе “Здравствуй”данные феномены более четко структурируются, проводится пофакторная диагностика здоровья, разделяются темы, связанные со здоровьем, целенаправленно формируется мотивация здоровья.
В программе “Здравствуй”реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Выготский, Леонтьев).
В основу методологии положено формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга и нанизывается программаинтеллектуального и физического развития ребенка. В программе “Здравствуй”центральное место занимает музыка. В ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления.
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор через ассоциативные связи, медитации способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию, гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма, что особенно важно в периоды резких изменений природного фактора осенью и зимой. В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики. В-четвертых, музыка, позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть– 9 вдохов, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 , гнев –40 вдохов в минуту и т. д. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовых музыкальных инструментах), мы можем моделировать свое эмоциональное состояние.
В-пятых, на занятиях музыкой цель и сам процесс занятий сливаются. В-шестых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунно-биологические процессы.
Конечной стратегической целью всей программы “Здравствуй” является увеличение доли эмоциональной нагрузки в образовательном процессе. Проведение оздоровительных занятий.
Осью эволюции человека является его психическое развитие (биологически человек не меняется практически уже несколько тысяч лет).
Следовательно, все без исключения физиологические процессы в организме человека контролируются психическими функциями. Отсюда с очевидностью вытекает, что любая физиологическая коррекция должна следовать после оптимизации соответствующей психической функции. Пользуясь военной терминологией, нужно действовать строго по инстанции, не“перепрыгивать через голову”. Быть уверенным в том, что каждый физиологический процесс имеет свой вышестоящий психический адресат.
Поэтому любая оздоровительная методика может быть дана ребенку не иначе, чем через осознание им необходимости, через участие его мотивационно-потребностной сферы.
Основными этапами программы являются оздоровительные занятия. Типы занятий:
Основное. Содержит познавательный материал в сочетании с практическими заданиями, которые определяют минимальное время, необходимое для обучения.
Практическое. Предполагает тренинг поведения, необходимого для развития навыков ребенка. Обзорное. Не дает нового содержания, но включает материал для закрепления. Дополнительное. Проводится в форме факультатива, на котором дается дополнительная информация, закрепляющая навыки поведения, повторяется изученное на предыдущих уроках. Все оздоровительные занятия проводятся в следующем виде:
Урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза. Остановимся на особенностях уроков здоровья. Каждый урок строится по определенной схеме и решает познавательные, оздоровительные и исследовательские задачи. Он в основном начинается с психологического настроя, а заканчивается одним из приемов закрепления нового материала. Кроме этого в процессе урока, независимо от изучаемой темы, дети учатся приемам расслабления. Все три эффекта (психологический настрой, закрепление материала, снятие стрессов) достигается с помощью лобно-затылочной коррекции. Снятие стрессов с помощью лобно-затылочной позиции приучит детей после каждого неприятного случая оказывать себе первую психологическую помощь. В оздоровительные занятия входит и медитация. В контексте программы она понимается как самопогружение, свободное внутреннее созерцание и самовнушение. - Текст медитации и музыка может меняться ежедневно, для него предлагается использовать слова и фразы из ответов детей, после того, как они расскажут о своих ощущениях во время медитации. Можно попросить нарисовать увиденные ими образы. - Медитация не должна длиться более 5-7 минут.
- Желательно использовать инструментальную музыку, неритмичную (ближе к классическому направлению) или специальную“медитативную”, “космическую” музыку. - Особым видом медитации является настрой. Педагог внушает детям определенные правила, настраивая их на определенные события, явления, виды деятельности. Колыбельные также являются своеобразными медитациями– настроями, с их помощью формируется сознание ребенка. Для каждого урока составляется программа оздоровления, предполагающая оптимизацию различных психофизических факторов у детей. Программа может быть представлена в следующем виде. №п. /п. Психофизические факторы Вид деятельности 1 Психологические факторы: концентрация внимания осознание своей ценности знание своего организма Лобно-затылочная позиция Игра Конструирование 2 Физические факторы: функция внешнего дыхания двигательные качества пение, озвученный выдох осанка 3 Обмен веществ Прием жидкости, фрукты
Кроме этого для каждого урока разрабатывается оздоровительная партитура урока. В программе “Здравствуй” музыка является ведущей технологией, и хотя не ставятся задачи специального образования, однако музыкальный материал программы позволяет пройти с ребенком школу ритмоинтонационного развития. При исполнении вокальных номеров следует как можно ближе придерживаться соответствия ритма мелодии исполняемому образу, т. к. все песни написаны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста (частая смена ритма, интонационная динамика).
Исполнение песен занимает особое место. Разучивание проводится по особому алгоритму. Автор считает, что он способствует формированию у ребенка физиологической мотивации здоровья. А исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный, интегральный. Тексты песен несут двойную нагрузку: смысловую и оздоровительную (звуковая вибрация, артикуляционные и дыхательные упражнения и т. п. ). Порой страдает литературная сторона, но детьми воспринимается хорошо, тексты написаны близким и понятным для них языком.
В программе создан особый дополнительный прием, который может сделать процесс формирования здоровья более успешным. Он заключается в том, что все волшебные (мудрые) слова в каждой теме написаны в виде небольших песенок, названныхмотивамиздоровья. Из этих мотивов, которые периодически повторяются, постепенно формируется музыкальная мотивация здоровья, которая через эмоциональный фактор закрепляет формирование общей мотивации здоровья.
Объем вокально-речевой и двигательной деятельности детей на описываемых в программе уроках здоровья реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и двигательной нагрузки в образовательном процессе, т. е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам: 20% - слушание материала; 20% - вокально-речевая деятельность; 40% - двигательная активность; 20% - художественно-изобразительная деятельность.
Уроки здоровья у нас проводятся в понедельник, для того, чтобы в течение недели шло закрепление пройденного материала.
Если проанализировать все семь тем программы, то можно заметить следующее соотношение: в каждой теме один-два урока здоровья, а остальное пятиминутки, минутки здоровья и оздоровительные паузы.
В теоретическом обосновании нет разграничения данных видов занятий. Можно увидеть, что они различаются насыщенностью предлагаемого материала и протяженностью во времени. Их рекомендуется проводить в любое время дня при наличии свободного времени. В минутках здоровья нет определенного алгоритма проведения.
Т. к. программа “Здравствуй”насыщена музыкальным репертуаром, поэтому у нас и пятиминутки становятся уроками здоровья. В группе же проводятся различные виды игр (эмоционально-двигательные, эмоционально-образные), конструирование, рисование, дыхательные тренинги. На минутках здоровья мы используем как приемы, предлагаемые программой, так и традиционные оздоровительные моменты: точечный массаж, упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки и т. д. В группах созданы уголки здоровья, сменяемость материала в которых и его пополнение происходит после изучения каждой темы.
Естественно, что важна позиция родителей в вопросах здоровья, стиль жизни семьи. Мы стараемся привлекать родителей к работе над программой. По мере обновления родительского состава с ними проводятся семинары-практикумы по программе. Родители при желании имеют возможность посетить уроки здоровья. В каждой группе стали традиционными презентации семей. В течение недели все внимание отдано конкретному ребенку и его семье. Родители приходят в группу, играют с детьми, рассказывают о своих увлечениях, дарят детям подарки. Родители являются активными участниками жизни детского сада. Поддерживают коллектив в реализации проекта.