Конспект по статье В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года"
1. Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в русской литературе ?
Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увелич ениям, мы можем сказать, что публика, то есть большинство читателей, за нее: это факт, а не предположение. Теперь вся литературная деятельность сосредоточилась в журналах, а какие журналы пользуются большею известностью, имеют более обши рный круг читателей и большее влияние на мнение публики, как не те, в которых помещаются произведения натуральной школы ?
Какие романы и повести читаются публикою с особенным интересом , как не те , которые принадлежат натуральной школе, или, лучше сказать, читаются ли публикою романы и повести, не принадлежа щие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим влиянием на мнение публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с мнением и вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против риторической ? 2. Кто является родоначальником этой школы ?
.... Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась, как нововедение, началась подражительностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стре милась к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться есте ственною, натуральной. Это стремление, ознаменованное знаменитыми и постоянны ми успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы. И мы не оби нуясь скажем, что ни в одном русском писателе это стремление не достигло та кого успеха, как в Гоголе.
Одни говорят (и очень справедливо на этот раз), что натуральная школа осно вана Гоголем; другие, отчасти соглашаясь с этим, прибавляют еще, что французс кая неистовая словестность (лет десять тому назад, как уже скончавшаяся вма ле) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы. 3. В чем обвиняли писателей этой школы ? Как Белинский доказывает несостоятельность этих обвинений?
.... Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключе ния из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток. Это великая заслуга со стороны Гоголя, но это-то люди старого образования и вменяют ему великое в преступлнние перед законами искусства.
Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что они любят изоб ражать людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворни ков, извозчиков, описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности. Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством указывают на прекрасные времена русской литературы, ссылаются на имена Кар амзина и Дмитриева, избравших для своих сочинений предметы высокие и благо родные, и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную песенку: "Всех цветочков боле розу я любил"....
5. Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный", говоря о "натураль ной школе" ?
Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась как нововедение, на чалась подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стреми лась к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естест венной, натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы. Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склон ность к изображению "грязной натуры", а на самом деле за обличительный харак тер их творчества. Белинский подхватил это выражение и, переосмыслив его, утве рдил как название гоголевской школы в русской литературе.