Административное право Украины. Обращения. Введение
Граждане Украины в своей повседневной жизни сталкиваются с необходимостью обращаться по тем или иным вопросам в учреждения, организации, органы власти и т. д. Право на обращения является одним из конституционных прав граждан Украины. В частности ст. 40 Конституции Украины говорит: “Все вправе направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. ”
Закон Украины “Об обращении граждан” регулирует вопрос практической реализации гражданами Украины, предоставленного ст. 40 Конституции Украины, права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии их уставом предложения об улучшении их деятельности, изобличать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Украины возможность участвовать в управлении государственными и общественными делами, улучшать работу органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, отстаивать свои права и законные интересы и восстанавливать их в случае нарушения. Понятие и виды обращения граждан.
Согласно ст. 3 Закона Украины “Об обращении граждан” под обращением граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения(замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. К обращением граждан законом предъявляются определенные требования, а именно: оно должно быть адресовано в организацию, учреждение или орган власти к компетенции, которого относится решение поднятых в обращении вопросов; в обращении должны быть указаны фамилия имя отчество обращающегося, адрес его места проживания; изложена суть поднятых в обращении вопросов; письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты (ст. 5 Закона Украины “Об обращении граждан”).
Обращения граждан согласно Закона Украины “Об обращении граждан” можно разделить на три группы:
Предложение (замечания) - обращения граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также выражаются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных сфер деятельности государства и общества;
Заявление (ходатайства) - обращения граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов либо сообщения о нарушении действующего законодательства или недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и тому подобное;
Жалоба - обращения с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц. Срок рассмотрения обращений граждан
Обращения рассматриваются и решаются в срок не больше одного месяца от дня их поступления (ст. 20 Закона Украины “Об обращении граждан”), а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопроса невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации либо его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, которое предъявила обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дни. На обоснованное письменное требование гражданина срок рассмотрения может быть сокращено от установленного настоящей статьей срока.
Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
Моторист К. управляя на судне автопогрузчиком, случайно сорвал пломбы с контейнеров с грузами. Оцените данную ситуацию. Кто её может разрешить? Моторист К. может быть привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 136. КоАП предусматривающей ответственность за “Нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте”
Повреждения пломби запорных приспособлений грузовых вагонов, автомобилей, автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов и иных грузовых помещений плавучих способов, срыв с них пломб, повреждения отдельных грузовых мест и их упаковки, пакетов, ограждения грузовых дворов, железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней) и составов, которые используются для выполнения операций, связанных с грузовыми перевозками, а также пребывание без надлежащего разрешения на территории грузовых дворов, контейнерных пунктов (площадок), грузовых районов (участков) портов (пристаней), шлюзов И указанных высшее составов
влекут за собою наложение штрафа в размере от трёх до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Моторист несет ответственность по данной статье так, как он предусматривает её независимо от того, как умышленно или неосторожно произошло повреждение, в данном случае пломб. Также если будет установлено, что в результате срыва пломб был причинён ущерб то в соответствии со ст. 40 КоАП Украины он будет взыскан с моториста в установленном законом порядке.
Гражданин А. принял на комиссию алкогольные напитки без акцизной марки. Правомерны ли его действия, а если нет то какую ответственность он несет? Действия гражданина А. не правомерны и противоречат закону. Принимая на комиссию алкогольные напитки без акцизной марки А. , своими действиями нарушил Указы Президента Украины “Про марки акцизного сбору на алкогольные напитки и табачные изделия” от 12. 07. 95 г. и “О внедрении марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия” от 18. 09. 97 г. , а также п. 3 Положения “О марках акцизного сбора” от 18. 09. 97 г. в котором говорится: “Производство субъектами предпринимательской деятельности с целью реализациина территории Украиныалкогольных напитков и табачных изделий без обозначения марками акцизного сбора, а также ввоза на таможенную территорию Украины, транспортирование, хранение, приемка на комиссию и консигнацию для продажи и реализации алкогольных напитков и табачных изделий, на которые нет марок акцизного сбора установленного образца, запрещается”. За эти действия наступает ответственность предусмотренная ст. 1645 КоАП Украины: “Реализация, принятие на комиссию или хранение с целью продажи алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца
Реализация, принятие на комиссию или хранение с целью продажи алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, влекут за собой наложение штрафа от двадцати до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией этих алкогольных напитков и табачных изделий.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было привлечено к административному взысканию за одно из правонарушений, перечисленных в части первой этой статьи, влекут за собой наложение штрафа от ста в трёхсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией этих алкогольных напитков и табачных изделий.
Следовательно, в зависимости от того впервые или повторно в течении года гражданин А. привлекается к ответственности по ст. 1645КоАП Украины он может быть оштрафован на сумму 20-100 или 100-300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан соответственно. Алкогольные напитки принятые А. на комиссию конфискуются в любом случае.
Гражданка О. при стирке повредила паспорт своего мужа. Оценить данную ситуацию. Ничего страшного не произошло, ни гражданка О. ни её муж к административной ответственности привлечены не будут так, как ст. 198 КоАП Украины предусматривает ответственность лишь за умышленную порчу паспорта. А в данном конкретном случае в действиях гражданки О. умысла на порчу паспорта мужа не усматривается и оснований для применения к ней административного взыскания нет. Мужа также нельзя привлечь к административной ответственности так, как последняя наступает лишь при небрежном хранении повлекшем утрату паспорта, а в данной ситуации имела место порча документа. В данном случае муж должен обратится в паспортную службу органов внутренних дел по месту прописки с заявлением об обмене паспорта по основаниям предусмотренным п. 16 положения “О паспорте гражданина Украины” к заявлению приложить (п. 17 положения): паспорт, подлежащий обмену; две фотографии размером 35 ґ 45 мм.
И паспортная служба в месячный срок выдаст новый паспорт (п. 12 положения “О паспорте гражданина Украины”)