Биология Экзаменационные билеты по курсу “Биология” (9 класс)
Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и включают в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание. При выполнении учащимися практического задания следует обратить особое внимание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, объяснение на основании теоретических знаний полученного результата. При отсутствии необходимого оборудования задание из билета может быть заменено на другое, равноценное по сложности и значимости. Для выполнения заданий целесообразно использовать характерные для данного региона объекты растительного и животного мира.
Для подготовки практического задания рекомендуем использовать пособие “Биология: Сборник заданий для проведения устного экзамена за курс основной школы. 9 кл”. – М. : Дрофа, 1999. Билет №1
Обмен веществ и превращение энергии. Значение обмена веществ в жизни человека. Причины эволюции. Усложнение растений в процессе эволюции.
Определить увеличение школьного микроскопа, подготовить его к работе. Билет №2
Газообмен в легких и тканях. Механизм дыхательных движений. Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Среди нескольких комнатных растений найти двудольное, назвать признаки, по которым вы его узнали. Билет №3
Органы кровообращения человека и млекопитающих животных, их роль в транспорте веществ. Причины эволюции. Усложнение хордовых в процессе эволюции.
Приготовить и рассмотреть под микроскопом кожицу чешуи лука, зарисовать клетку и подписать её части. Билет №5 Кровь, её состав. Переливание крови.
Биологическое значение размножения организмов. Семенное и вегетативное размножение растений, их различия.
Рассмотреть под микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявить их различия. Билет №6
Защитные свойства организма. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом. Характеристика царства растений. Роль растений в биосфере.
Рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты тканей человека и найти среди них эпителиальные. Билет №7
Изменение состава крови в большом и малом кругах кровообращения. Выход позвоночных на сушу. Усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами.
Рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найти среди них покровную. Билет №8 Работа сердца и её регуляция. Гигиена кровеносной системы.
Бактерии. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе человека. Среди нескольких комнатных растений найти двудольное и описать признаки растений этого класса. Билет №9
Пищеварение, роль пищеварительных желез в нем. Значение всасывания питательных веществ.
Основные систематические категории растений и животных. Признаки вида. Среди микропрепаратов клеток различных организмов найти по микроскопом клетку животных. Билет №10
Дыхание растений, животных и человека, его значение. Строение органов дыхания человека, их функции.
Грибы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат зеленой эвглены, объяснить, почему ботаники относят её к растениям, а зоологи– к животным. Билет №11
Взаимосвязь дыхания и кровообращения. Первая доврачебная помощь при нарушении деятельности органов дыхания и кровообращения.
Среда обитания организмов, её компоненты, приспособленность к ней растений и животных (на одном-двух примерах).
Рассмотреть готовый микропрепарат простейшего и назвать его. Билет №12
Выделение из организма продуктов обмена веществ. Роль почек и кожи в этом процессе. Природное сообщество, его основные звенья, цепи питания.
Найти пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1-2 см, пояснить свой выбор. Билет №13
Кожа и её роль в организме. Роль закаливания в укреплении здоровья человека. Эволюция органического мира, её причины и результаты.
Среди гербарных экземпляров отобрать растения со стержневой корневой системой и назвать её основные признаки. Билет №14
Температура тела человека, причины её постоянства и способы регуляции. Значение повышения температуры тела при заболеваниях организма.
Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений. Среди гербарных экземпляров отобрать растения с мочковатой корневой системой и назвать её признаки. Билет №15
Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.
На ветках сосны найти мужские и женские шишки, выявить их роль в жизни растений. Билет №16
Сходство скелетов человека и млекопитающих животных как доказательство их родства. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Причины господства покрытосеменных растений на Земле.
Найти трутовик среди грибов. Объяснить, почему его относят к паразитам. Билет №17
Строение, состав, функции, возрастные особенности костей, типы их соединений. Причины господства птиц и млекопитающих на Земле.
У примулы или другого цветущего растения найти орган размножения, назвать его части, разъяснить их функции. Билет №18
Работа мышц, их утомление. Значение двигательной активности для укрепления здоровья человека. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки. Их сходство и различие.
У комнатного растения найти орган воздушного питания и выявить черты его приспособленности к выполнению этой функции. Билет №19
Регуляция функций в организме человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Деление клетки и его значение.
Заложить опыт, доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян. Билет №20
Рефлекс –основа нервной регуляции. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных. Ткани. Взаимосвязь их строения и функций.
Заложить опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян. Билет №21 Строение и функции нервной системы человека.
Сельскохозяйственные растения, их происхождение и выращивание. Заложить опыт, доказывающий необходимость света для фотосинтеза. Билет №22
Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга.
Членистоногие –высокоорганизованные беспозвоночные животные, родство их с кольчатыми червями. Роль в природе.
Рассмотреть проросшие семена растений редиса или других растений, найти корневые волоски, рассказать об особенностях их строения и значении. Билет №23
Периферическая нервная система. Значение её соматического и вегетативного отделов.
Рыбы как водные позвоночные животные, их строение и жизнедеятельность, роль в природном сообществе.
Рассмотреть муляжи шляпочных грибов, найти среди них ядовитые и съедобные, назвать меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами. Билет №24
Железы внутренней секреции, их роль в жизнедеятельности организма, последствия нарушения их функций.
Водоросли как обитатели водоемов, их строение и жизнедеятельность, роль в природе и народном хозяйстве.
В коллекции из трех членистоногих найти насекомое и описать признаки этого животного. Билет №25
Органы чувств, их значение в жизнедеятельности организма, строение и функции, гигиена.
Пресмыкающиеся как настоящие наземные позвоночные животные. Среди гербарных экземпляров растений найти мхи и назвать их отличительные признаки. Билет №26
Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения. Приспособленность птиц к полету, их многообразие.
Среди гербарных экземпляров растений найти папоротники. Свой выбор пояснить. Билет №27
Утомление при умственной работе. Гигиенические основы умственного труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности.
Прогрессивные черты, отличающие птиц от пресмыкающихся. Сезонные явления в жизни птиц.
Подсчитать у себя пульс. Определить, имеются ли отклонения от нормы. Пояснить ответ. Билет №28
Наркотические вещества, их влияние на жизнедеятельность организма и здоровье потомства.
Млекопитающие –высокоорганизованные позвоночные. Их приспособленность к жизни в разных средах обитания.
Продемонстрировать на однокласснике меры доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки. Билет №29
Питание и здоровье человека, предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Членистоногие –переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители культурных растений
Продемонстрировать на однокласснике меры первой помощи при растяжении связок одного из суставов указательного пальца. Билет №30
Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.
Выход растений на сушу. Высшие споровые растения (мхи и папоротники), их усложнение по сравнению с водорослями.
Показать на скелете кости плеча и предплечья, бедра и голени.