Вопросы к экзамену (зачету).
1.
Общее понятие культуры и ее основные разновидности. Культура и природа. Концепция «альтернативы двух культур» Ч. Сноу.
В самом общем смысле культура понимается, как все то, что сделано человеком его трудовой деятельностью.
Культура понимается как оппозиция природе - это соотношение естественного и искусственного и в этом смысле культура преобразована человеком, природа или артефакт (искусственно созданное)
Любая вещь достояние культуры, если он обработан и передан людьми для удовлетворения потребностей. Поэтому культура называется созданная людьми
Типы культур:
- Материальная – это область культуры связанная с производство предметов, вещей обеспечивающих существование людей и удовлетворение их потребностей.
- Духовная - духовная потребность людей в развитии и совершенствовании внутреннего мира человека его сознание мышление, эмоции, уровни знаний (мораль, религия, право, мировоззрение, демократия, идеология, искусство, наука)
Американский писатель Ч. Сноу 1959г в лекции 2 культуры, прочитанной в кембриджском университете сформировал концепцию «альтернативы 2-х культур», по его мнению разделы в собственном мире, что представители не принимают друг друга и пропасть между ними возрастает год от года. Это опасно и грозит гибелью человеческой культуре.
2.
Естественнонаучная культура и гуманитарная культура.
Культура – это вся информация, которой обладает человек о природе и о самом себе.
Делится на:
- естественнонаучное – основывается на разделении субъекта (чел) и объекта (природа каждого названного человека понимается уделяемом объекту.)
- гуманитарное – имеет отношение к самому объекту
Основные критерии различия м/у науками
Критерии различия | Естественнонаучное | Гуманитарное |
1 объект исследования | Природа | Человек |
2 ведущая функция | Объяснение (истины, доказ-в) | Понимание (истины, истолкование) |
3 характер методологии | Обобщающий | Индивидуализирующий |
4 влияние ценностей | Мало заметно | Существенно заметно |
5 взаимопонимание субъекта и объекта | Разделены | Частично совпадают |
Взаимоотношение культур:
1 имеют единственно основное выражение в потребности и интересах человека созданных оптимальными условиями для самосохранения и совершенствования
2 осуществление взаимообмена достигнутыми результатами
3 взаимосвязаны исторически
4 самостоятельные части единой науки
5 имеют основополагающие ценности человека (их взаимосвязь выражают единицы общества и природы)
3.
Понятие «наука» (сущность, содержание, функции, цели, задачи, критерии выделения)
Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности направленная на познание и преобладание эффективной деятельности
Наука – это рациональный способ познания мира основанный на эмпирической проверки и математических наук.
Сущность: Выработка и систематизация объектов познаний действий.
Содержание: Деятельность по получению новых знаний и ее результат.
Цели и задачи: Главная цель выявление законов природы, исходя из цели определения основной задачи науки, которое соответствует описанию, объяснению и предсказанию явлений и процессов на основании научных законов
Функции: - культурно – мировоззренческие;
- непосредственно производящие силы;
- соц. силы.
Критерии выделения: Критерий рационального познания мира, его упорядоченное отражение общих связей и закономерностей.
4.
Многообразие научного знания: естественные, технические и социогуманитарные науки. Общая характеристика естествознания
Естественное изучение природы ее законы, а технические определялись на достаточно естественных науках изучение способов и многообразия природных процессов и явлений.
Общие и социальные науки изучают общество, различные общественные явления , гуманитарные специализируются на изучении социальной природы индивиде, групп людей на познание человека как существа, как личности.. Ценность науки состоит не только в дифференциации знаний, но и интеграции.
Наука должна быть единой нельзя провести грань между естественными, техническими, социальными и гуманитарными науками. Существуют дисциплины, которые занимаются промежуточным положением или являются комплектом отраслевых знаний.
Общая характеристика естествознания.
Естествознание определяется как система науки в природе – это раздел науки основанный на проверке гипотез и создание теорий или эмпирических обобщений описывающих природные явления.
Предмет естествознание – это процессы и законы природы. Процессы природы протекающие естественным путем до человека и независимо от его деятельности.
Законы природы – это необходимое устойчивое существование повторной связи между явлениями природы и процессами.
Предмет изучения естествознания считают различные формы движения материи, из материальные носители внешней связи. Внутренней структуры, а так же происхождение форм движения материи.
5.
Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни познания)
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.
6.
Общее представление о методе, научном методе и методологии
Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщие:
- Анализ – деление целостного предмета на составные части.
- Синтез - составные части объединяют в единое целое
- Абстрагирование – из ряда свойств предмета выделяют интересующие исследователя свойства и отношения.
- Обобщение – прием мышления о результате, которого устанавливаются свойства и признаки объекта
- Индукция – это когда общий вывод строится на основе частных предпосылок
- Дедукция – когда из общих предпосылок следует заключение частного характера.
- Моделирование - заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта
- Аналогия – выявление сходства по признакам объекта
- Классификация – деление и упорядочивание понятий предметов
- Идеализация – исследование абстракции объекта в чистом виде
Общенаучные: методы, применяемые либо во всех естественных науках, либо в группах или комплексах.
Частнонаучные: к ним относятся методы отдельных естественных наук применяемые только в пределах этих наук.
7.
Метафизический и диалектический методы познания природы. Эмпирические и теоретические методы
В экономической теории применяются два противоположных всеобщих метода – метафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения. Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления.
Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность, и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.
8.
Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы
Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования. Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.
Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины XIX в. начал все больше вытесняться диалектическим.
Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеет междисциплинарный спектр применения).
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.
Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология) имеет свои специфические методы исследования.
Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения. Или, например всеобщий диалектический принцип развития проявляется в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.
9.
Научная картина мира: общее представление. Преднаучная картина мира
Самое широкое представление о мире дает общая научная картина мира, к/я представляет природу и общество и его устоями и проблемами. Идея на к/й строится это идея единства и человека как космического, биологического и социального общества.
Под научной картиной мира понимается система принципов лежащих в основе окружающего мира
Преднаучная картина мира – до появления научного познания, научного представления о природе, люди задумывались об окружающем их мире, о его строении и происхождении.
Такие представления в начале выступали в форме мифов. Согласно им мир произошел из дезорганизованного мира или хаоса.
В античной философии у Аристотеля подобные взгляды нашли отражение в делении на совершенный и несовершенный мир.
10.
Механистическая естественнонаучная картина мира
Свое название получила т. к. изучение природы началась с анализа простейшей формы движения материи.
Хар-е особенности м.к.м:
1 все соотношение механического движения тел по отношению ко времени оказывается одинаковыми, т.к. вр считается обратным.
2 все механические процессы подчиняются принципу строгого детерминизма, суть к/го состоит в признании однозначного и точного определения состояния механической системы и ее предыдущему состоянию.
Все в мире строго детерменированно, т.е. определено предшествующими состояниями, событиями и явлениями.
3 пространство и время никак не связанны с движением тел, они имеют абсолютный характер.
4 тенденция введения закономерностей более высоких форм движения материи с законом простейшей его формы (механическое движение)
5 связь механизма с принципом дальнодействия согласно к/му действия и сигналы м/т передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
11.
Современная (эволюционная) естественнонаучная картина мира
В XIXв обнаружена несостоятельность научной картины мира, термодинамика провозгласила парадоксальный вывод: «если бы мир был гигантской машиной, то такая машина, должна была остановиться, так как должна остановиться, т.к. запас полезной энергии рано или поздно был исчерпан.»
Гл. особенность с.н.к.м. – принцип глобального эволюционизма. В ней имеет место саморазвитие в которой стал предметом исследования такого междисциплинарного направления, как синегнетика (учение о саморазвитии) позволила не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов в природе но и представить мир как самоорганизующимися
В ХХв разрабатывается общая теория систем на основе, которой возник системный подход в исследовании природы позволяющий взглянуть на окружающий мир как на единое образование состоящее из множества взаимодействующих друг с другом систем.
Во второй половине ХХв. В биологии сделано очень важное открытие: выясняется генетический ход развития животного; появление новой гипотизы происхождения и развития жизни; возникла гинетика, евгеника (наука о здоровье человека)
Особенности современной картины мира:
12.
Особенности развития естествознания в XX веке и на рубеже XX-XXI вв.
Сегодня существуют различные НКМ: вероятностно-статистическая, эволюционистская, экологическая, информационно-кибернетическая и т.п. Каждая картина формируется на базе определенного господствующего «видения» предметной области исследования или стиля мышления.
На современном этапе развития научного знания, когда природа и общество в реальности стали взаимообусловливающими сторонами, центром научной картины мира в подлинном смысле становится человек.
В связи с возрастающим влиянием человеческой деятельности на развитие и существование окружающего мира все большее число последователей сегодня стремится выработать новые общетеоретические ориентации в науке. Поиски эти привели к появлению экологического стиля мышления, влияющего на формирование современной научной картины мира.
Экология, изучающая строение и функции природы, законы существования живых организмов в естественной среде обитания, рассматривается ныне как эталонная наука для научного знания вообще. По мнению ряда зарубежных ученых сегодня лидером в науке должна стать экология и в силу объекта своего познания, и в связи с выработкой нового рационального видения мира. Так, один из известных экологов Ю. Одум пишет: «Исключительность и великая сила экологии состоит в том, что это наука синтетическая, способная объединить, как мы уже замечали, естественные и гуманитарные науки».
Современная экологическая ситуация демонстрирует, что человечество стало важнейшим фактором существования биосферы. Поэтому многие ученые полагают, что естественнонаучные обобщения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере должны составлять мировоззренческий и методологический фундамент современной научной картины мира.
13.
Закономерности и тенденции развития современного естествознания
Естествознание объединяет науки о природе, то есть об органическом и неорганическом мире, существующем во Вселенной. Под наукой понимают систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких знаний. Предмет естествознания – это различные формы движения материи в природе; их материальные носители, образующие лестницу уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура; основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы. В целом естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями. Ему свойственны специфические черты, отличающие его от других областей научного знания, особые закономерности и тенденции развития.
Всю историю естествознания пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции. Первыми науками претендующей на роль «науки наук», были астрономия и математика. Самостоятельными науками стали география, геология, палеонтология, физика, биология, несколько позже – химия, физиология; оформилась как наука термодинамика и многие другие. Вплоть до XIX века ведущей тенденцией развития науки была специализация, отделение наук друг от друга. Всеобщая взаимосвязь явлений и процессов, существующих в мире, обусловила на определенном этапе развития естествознания появления тенденции к интеграции научных знаний. Интеграция проявляется, в частности в том, что на всех этапах развития естествознания трудно было разделить естественные и так называемые технические или прикладные науки, настолько тесно они переплетаются с математикой, физикой, химией.
Для современного естествознания становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации. Так возникло значительное количество стыковых наук типа биофизики, биохимии, электрохимии и др. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации естествознания, но вместе с тем дает и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.
К одной из наиболее быстро развивающихся новых наук относится радиоастрономия. В радиоастрономии наблюдения ведутся с помощью радиоволн. Важной чертой блока естественных наук является его теоретико-логическая строгость, стройность, высокая математизированность и доступность математизации.
В естествознании сформировались мысленный и натурный, физический типы эксперимента, затем они переросли в научно-производственный с его теоретико - прикладными возможностями, а в настоящее время – в машинный или математический.
Еще одной выигрышной особенностью естествознания является выход на общенаучный уровень. Особо надо отметить физику, кибернетику, объектом изучения которой являются управленческие процессы и системы любой природы (включая живые организмы в информационном аспекте), этологию (науку о поведении высокоорганизованных животных и их сообществ), экологию.
14.
Организация мегамира и микромира
Микромир – это мир атомов и элементарных частиц. Наряду с углублением познания в область микромира для науки XX века характерно стремление к изучению объектов мегамира – галактик, Вселенной.
Мегамир – мир наиболее знакомых нам объектов «средней величины» от молекул до Земли, изучаемый самыми старыми «классическими» разделами естествознания. Но и этот столь хорошо знакомый всем мир заставляет современную науку искать ответы на неразрешенные еще вопросы о происхождении и эволюции жизни, о природе процессов мышления.
Современной наукой доказано, что при определенных условиях химические процессы могут естественным путем приводить к образованию простейших биологических молекул. Это – начальный этап формирования единой научной картины возникновения жизни от простых молекул (воды, метана, СО2
) до высших форм животных. Проблема происхождения и природы мышления является несравненно более сложной.
15.
Концепции возникновения жизни
Теории, касающиеся возникновении Земли и жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны.
Среди главных теорий возникновения жизни следует упомянуть следующие:
1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм);
2) жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);
3) жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);
4) жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);
5) жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция).
Последняя теория на сегодняшний день считается наиболее достоверной. Согласно этой теории биосфера Земли возникла и сформировалась в итоге длительного процесса развития материи. Считается, чтовозникновение жизни на Земле было обусловлено оптимальной массой данной планеты (не больше и не меньше), позволяющей ей за счет земного тяготения удерживать сформировавшуюся атмосферу и составом самой атмосферы. Полагают, что когда в силу каких-то космических событий возникла Земля, она была лишена жизни из-за высокой температуры и ядовитой атмосферы. Прежде чем на остывающей Земле могли возникнуть хотя бы самые простые живые существа, должна была завершиться эволюция химических элементов жизни. Этот этап и дал начало процессу, в результате которого губительная атмосфера из водорода, метана, аммиака и водяного пара, характерная для первозданной Земли, переродилась в животворную атмосферу из кислорода, углекислого газа и азота, способствующую образованию более сложных соединений – белков, нуклеиновых кислот и жиров – будущих носителей жизни.
В целом, можно, по-видимому, выделить три основные стадии эволюционного процесса: добиотическую, биотическую и социальную.
Добиотическая (абиотическая) эволюция материи включала следующие этапы:
- образование тяжелых элементов из водорода в недрах звезд;
- взрывы звезд и обогащение межзвездной среды разнообразием химических элементов;
- возникновение под влиянием различных источников энергии простейших органических соединений;
- формирование планет, содержащих разнообразные органические соединения;
- образование абиотического круговорота веществ на поверхности планет, вызванного излучением центрального светила (круговорот воды, абиогенная миграция химических элементов, абиогенные химические реакции);
- аккумуляция лучистой энергии в органических соединениях в результате химических реакций;
- возникновение круговорота соединений углерода, включающего реакции накопления лучистой энергии центрального светила и ее освобождения (зародыш биотического круговорота биосферы).
Этапами биотической эволюции являлись:
- усложнение и усовершенствование компонентов биотического круговорота – формирование биосферы, появление размножающихся живых существ, биогенная миграция атомов как выражение жизнедеятельности;
- возникновение многоклеточных организмов и дальнейшее усложнение биотического круговорота биосферы;
- дифференциация живого, выражающаяся, с одной стороны, в увеличении многообразия форм, с другой – в усложнении строения (в том, что получило название морфофизиологического прогресса).
В период социальной эволюции происходило формирование и развитие человеческого общества. Трудовая деятельность людей становится фактором эволюции биосферы. Биосфера превращается в единство абиотического, биотического и социального; переходит в новое состояние – в ноосферу.
Химический синтез на формирующейся Земле, должно быть, зависел от таких естественных источников энергии, как ультрафиолетовые и тепловые излучения солнца, молнии, вулканическое тепло и радиоактивность.
16.
Современные научные взгляды на эволюцию жизни (концепция неодарвинизма)
Из теории Дарвина следует что, наследственность связана с «неопределенной изменчивостью», которая может передаваться потомкам. Как уже было сказано,
ключевой принцип дарвинизма – постепенная изменчивость. В противоположность этому в случае явных различий между видами говорят о прерывистой изменчивости, что стало первым серьезным вызовом дарвинизму.
Так нидерландский ботаник де Фриз заметил, что в популяциях растений время от времени появляются особи, сильно отличающиеся от остальных. Де Фриз назвал этот феномен «мутацией» и разработал совершенно новую концепцию эволюции путем прерывистой изменчивости.
Теперь, зная о наличии хромосом и оперируя понятием гена, генетики могли рассматривать эволюцию в ракурсе более значительных «скачков». Используя рентгеновское «излучение» или некоторые химические препараты, можно было вызвать изменения в хромосомах, или их перегруппировку, что приводило к существенному изменению внешних признаков.
В настоящее время генетики пришли к выводу, что резкой границы между классическим дарвинизмом и мутационной теорией провести нельзя – они перекрываются. Совокупность новых идей стали называть неодарвинизмом, поскольку принцип отбора остается. Таким образом, генетика на молекулярном уровне представляет прочный фундамент для современного дарвинизма.
! | Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать. |
! | Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать. |
! | Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть. |
→ | Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит. |
→ | Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть. |
→ | Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы. |
→ | Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность. |
→ | Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю. |
→ | Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться. |
→ | Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит. |
→ | Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...". |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
шпаргалки | Договор аренды |
шпаргалки | Налог на прибыль организаций |
шпаргалки | Шпаргалка по Страхованию |
шпаргалки | Шпоры по анатомии и физиологии человека |
шпаргалки | Правапіс не,ня,ні з рознымі часцінамі мовы |
шпаргалки | Предмет и метод бухгалтерского учета |
шпаргалки | Учет основных средств |
шпаргалки | Учет собственного капитала |
шпаргалки | Кредитный договор |
шпаргалки | Некоммерческие организации |
шпаргалки | Понятие и признаки государства. |
шпаргалки | Договор подряда. Общие положения |
шпаргалки | Закон денежного обращения |
шпаргалки | Понятие, признаки, виды юридических лиц. |
шпаргалки | Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей |