В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывалкартину своего времени (рабство одних, непомерное господство других),а с другой — раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качествавнешне порядочных людей и показывая положительные — негодяев и безнадежныхс точки зрения общества. Бунин рисовал также образы людей, выбитых изпривычной колеи жизни. Писатель предполагал, что в экстренных ситуацияху человека нет ни времени, ни возможности маскироваться, и он предстаетперед окружающими таким, каков есть на самом деле.
И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области «малой»формы прозы — рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра.Примером тому могут служить рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечныйудар». На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой,кроме, конечно, имени автора. У них разные сюжет, тематика, стиль. Но,с другой стороны, есть что-тo, что соединяет вообще все бунинские рассказытонкой, но прочной нитью. Это, безусловно, любовь к человеку и горечьот его несовершенства, от низости некоторых не лучших представителей общества,от их малодушия.
Подобная авторская горечь прослеживается в рассказе«Господин из Сан-Франциско». Богатый, излучающий самоуверенность человекнамеревался отдохнуть с семьей. Он отправился в Старый Свет, желая посмотретьна вулкан Везувий и красоты Италии, побывать на Кипре. Путешествие былороскошным: его заполняли балы, музыка, комфорт и первоклассное обслуживание.Господину оказывали массу внимания — он располагал немалыми деньгами.Но случилось непредвиденное: в поездке наш герой скончался. Казалось бы,печальный момент, неприятная ситуация. Однако никто даже не заметил отсутствиягосподина, никто и не подумал прекращать веселья.
В своем рассказе автор обличает бездушие мира богачей,их черствость. В «Господине из Сан-Франциско» указан единственно возможныйконец жизни этого человека, ведь он сам был холодным, расчетливым, заботилсятолько о материальном благополучии. Его душа очерствела ине могла больше существовать в подобной обстановке.Возможно, тем, что автор не дал герою имени, а определил его просто «господиномиз Сан-Франциско», он желал подчеркнуть его бесполезность для общества,для мира, в конце концов, для самого себя.
Иная ситуация складывается в рассказе «Солнечный удар».В нем герои — далеко не бесчувственные «сухари», напротив, они способнына сильные душевные порывы. Они с головой окунаются в пучину молниеноснонахлынувших чувств, но, увы, у каждого из них — своя жизнь, помимо этойслучайности, у них налаженный быт и материальное благополучие. Решитьсяпроменять все это на туманную возможность быть счастливыми в любви — этоне для них. Сделать рискованный шаг буквально в никуда может не каждый,по-видимому, только единицы из тысячи. Не случайно и рассказ называется«Солнечный удар»: герои как бы ослеплены друг другом, взрывом чувств,поглощены любовью и готовы на все. Однако последствия от удара недолгие.Наутро все становится как прежде, героиня уезжает, о ней далее не повествуется.
Но вот в душе ее попутчика остается чувство безысходности.Он и сам не может понять, что его гнетет. Просто ему недостаточно моментальногосчастья, он создан для любви. Быть счастливым всю жизнь не позволяет себесам человек. В этом и трагедия, в этом и суть бунинских произведений.Писателю больно за своих собратьев, которые по каким-либо — глупым, помнению Бунина — причинам сами калечат свою судьбу.