В своем знаменитом романе «ДокторЖиваго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему ролиреволюционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революциив истории России в целом.
Писатель попытался дать свою характеристику происходящимсобытиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальныежизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции.В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событийи революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданскаявойна предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев,каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории Россиисоциальный перелом.
Интеллигенция представлена автором в лице главногогероя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго— доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционнойжизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтаетвернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Первое сообщение о революции герой воспринимает весьмавосторженно, с надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьскимсобытиям было характерно для большей части представителей интеллигенции,потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мираи начало новой, просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению,революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленныхстраданий Юрия Живаго, его родных и друзей. Революция внесла свои коррективы:она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родногокрая, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Но, несмотря на это, революция не смогла сломить иуничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельноедостоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвоватьв военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, чтоглавный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смертии предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренноизобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболеедостоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанногов угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Герой не желает и не может переступать через себя,собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости,безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместес историей, но в душе он — творец и потому противостоит ей, пытаясь бытьнезаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частныепроблемы. И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего герояи его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащихк кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативноевлияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция,но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова,и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, невидя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своегоучастия в исторических событиях.