Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателюзаслуженную популярность и любовь читателей. Этот роман с самого моментасвоего создания вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов.Он окутан тайной, как и то, что предшествовало его написанию. Структураромана неоднородна и сложна, в ней причудливо переплетаются две сюжетныелинии, два романа, ирония и грусть, добро и зло, которые постоянно взаимодействуютдруг с другом и постоянно дополняют друг друга. Очень трудно отличить,где добро, а где зло: Воланд, который по задумке должен быть злым персонажем,совершает добро, помогая двум влюбленным — Мастеру и Маргарите — обрестивечное счастье.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как историческии психологически достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях,и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательнойэпохи. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременнострогость композиции. Сатана правит великий бал, а вдохновенный мастер— современник Булгакова — пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеиотправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают и приспосабливаютсяк условиям «окружающей среды» граждане, населяющие Садовые и Бромные улицыМосквы 20—30-х гг. XX в.
В самом начале романа читатель, кажется, отлично представляетсебе, что есть добро, а что — зло. Воланд, который вместе со своей свитойпереселяется в Москву, творя беспорядки и странные вещи, — это зло, ажители Москвы, вроде бы ставшие жертвами зла, — добро. Но, по мере тогокак развивается повествование, добро и зло получают все новую и новуюокраску. Читатель недоумевает, как же добрые люди, населяющие Москву,могут быть столь завистливыми, жадными и глупыми, и как дьявол, которыйво все времена олицетворял силы зла, может помогать влюбленным, соединяяих и отправляя в вечность?
Дьявол и вся его свита, члены которой устраивают страшныерасправы над людьми, живущими не по заповедям Божьим, и членами МАССОЛИТа,не творящими искусство, а устраивающими свою жизнь, автору скорее смешны,нежели страшны, они вызывают смех и иронию. Случай на Патриарших, когдаВоланд предсказывает и осуществляет смерть Берлиоза, не пугает читателя,а, хотя это звучит и парадоксально, скорее вселяет в душу чувство тайны,загадки. Получается так, что зло, которое должно вызывать неприязнь, наоборот,пробуждает теплые чувства и ощущение совершившейся справедливости.
На балу сатаны присутствуют люди, так или иначе согрешившиев жизни: убийцы, воры, бандиты, отравители, причем они рисуются авторомкак почтенные и солидные. Этих особ так много, что они наводняют всю Москву,занимают слишком много места! Их гораздо больше, чем добрых, чистых личностей,да и в романе они, собственно, представлены всего лишь двумя образами— Мастером и Маргаритой, которые получают вознаграждение.
Добро и зло в романе Булгакова настолько относительны,что подчас незаметна граница, их разделяющая, делающая зло добром, а добро— злом. Герои, кажется, сами путаются в этом, они не знают, к кому себяотнести, в какой лагерь записать. Как-то заведено, что в романе речь должнаидти о силе добра, добро должно в конечном итоге побеждать зло, повергаяего. Но эта концепция не имеет никакого отношения к роману Булгакова.Здесь все наоборот, на его страницах мы видим много качеств и свойствзла: зависть, ненависть, месть, заговоры, глупость, подлость, — в то времякак только одна тема действительно отвечает требованиям добра — это любовь,настоящая, чистая и светлая любовь.