Повесть А. И. Куприна «Поединок» — одно из лучших произведений писателя.Основанное на автобиографических мотивах, оно воплотило в себе все впечатленияавтора от учебы в кадетском корпусе и четырех лет военной службы. Однакоавтобиографичны не только впечатления и настроение повести, но и ее герои.Многие критики угадывали в подпоручике Ромашове самого Куприна, в образекорпусного командира — командующего Киевским военным округом, а конфликтмежду Ромашовым и полковником Шульговичем близок по описанию к конфликтуКуприна со своим армейским начальником.
Куприна всю жизнь мучили воспоминания о позах военнойслужбы, о той тоске и безысходности, которые царили в армейской среде.Все это он постарался выразить в своей повести. «Поединок» — это книгаоб ужасающем нравственном состоянии армии того времени. Куприн без приукрашиванияописывает издевательства над солдатами, беспощадную и бессмысленную муштру,опустившихся до животного уровня офицеров, у которых только один выбор— слиться или покончить с собой. Во многом широкий общественный резонансповесть Куприна вызвала как раз этим показом неприглядного быта офицеров.В России офицерский корпус всегда считали лучшей частью общества, званиемвоенного гордились, мальчишки с детства мечтали о погонах. И вот эта «золотая»часть общества, лучшие люди, гордость страны были показаны Куприным какспившиеся или полусумасшедшие люди. Такого в русской литературе еще небыло.
Все события, происходящие в повести, показаны Купринымчерез призму восприятия подпоручика Ромашова, в душе которого и происходит«поединок», вынесенный автором в заглавие. Это поединок между обществом,то есть армейской средой, в которой живет герой, и его живым, человеческим«я», поединок между тем Ромашовым, которого видят и воспринимают люди,и тем, который есть на самом деле, но спрятан глубоко под военным мундиром.Ромашов безволен и не может активно противостоять миру, который его окружает,но он хотя бы не смирился, как остальные офицеры, с жизнью, полной жестокости,бездуховности и однообразия. Внешне он ничем не отличается от других:как и они, он муштрует солдат, крутит бессмысленную интрижку с женой одногоиз офицеров, — но в душе он протестует против всего этого, не может смиритьсяс той судьбой, которая ему отныне суждена.
Другой главный герой «Поединка», Назанский, также когда-топротестовал против окружающей его действительности. Но он так и не смогничего изменить ни в своей жизни, ни в своих убеждениях. Презирая ту чередупьянок, картежных игр и посещений борделей, в которую погружены все офицеры,он спивается потому, что ничего другого взамен армейской среды найти емуневозможно. Ромашова, скорее всего, ждала бы точно такая же участь.
Третья главная героиня этой повести — Шурочка — казалосьбы, не имеет никакого отношения к той среде, которую так ненавидит Ромашов.Она женщина, а значит, уже по определению не может относиться к армиии к офицерам иначе, чем будучи замужем за одним из них. Однако оказывается,что Шурочка, как и военные, не ценит настоящие человеческие чувства. Длянее главное — положение в свете, деньги, известность. Ромашов разочаровываетсяи в ней настолько же, насколько ему стала претить служба в армии.
В этой повести Куприн делает вывод о том, что существуюттолько три призвания, достойных человека, — наука, искусство и свободныйфизический труд. Армия не может быть призванием человека, ведь там онлишен радости творчества, мысли и может лишь подчиняться тем приказам,которые ему отдает начальство.