Образ Ивана Денисовича возник на основереального прототипа, которым стал солдат Шухов, воевавший вместе с авторомв советско-германскую войну (но никогда не отбывавший наказание), а такжеблагодаря наблюдениям за жизнью пленников и личному опыту автора, приобретенномув Особом лагере, где он работал каменщиком. Остальные персонажи взятыиз лагерной жизни с их подлинными биографиями.
Задумаемся на миг: Солженицын, не тратя усилий на поискипотрясающего сюжета, рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочносуществующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничныйсвод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную «мораль» и устоявшуюсядисциплину. Автору не нужно было далеко ходить за темами и идеями — вто время хватало материала даже для многотомного академического издания(хотя многое, по понятным причинам, замалчивалось).
Любая подробность в повести буднична и символична.Она «отсеяна», причем не самим автором, а многими годами лагерного бытия.Отобран и жаргон, ставший «событием», открытием после публикации повести.Здесь уже своя философия, свои сокращения слов, особые знаки. Но будничностьтрагедии поражает больше всего: «В лагере вот кто подыхает: кто мискилижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать». «Никакне годилось с утра мочить валенки». «Машина» лагеря заведена, работаетв заданном режиме, к секретам его функционирования привыкли все: и лагерныеработяги, и пристроившиеся «потеплее» ловкачи, и подлецы («придурки»).И сама охрана. Выжить здесь — значит «забыть» о том, что сам лагерь —это катастрофа, это провал...
Легко заметить, что в повести как бы два рассказчика,активно помогающих друг другу. Мы слышим голос автора и самого Ивана Денисовича,то лежащего утром под одеялом и бушлатом, то бегущего на мороз и думающегоо том, куда их погонят работать. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича,он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненногоопыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены — это явно эпизод из биографииписателя. Цепочка деяний, помыслов героя стала цепочкой актов, утверждающихего нравственное величие и, следовательно, представление самого писателяо красоте и идеальном человеке, живущем «не по лжи».
Уже первые мгновения жизни Ивана Денисовича на страницахповести «говорят» об умной независимости героя, мудром покорстве судьбеи о непрерывном созидании особого духовного пространства, какой-то внутреннейустойчивости. Весь лагерь и труд в нем, хитрость выживания, даже трудна строительстве «Соцгородка» — растлевающий страшный путь в обход всемуестественному, нормальному. Здесь царствует не труд. А имитация труда.Все жаждут безделья.
Обстоятельства заставляют Шухова как-то приспосабливатьсяко всему, что его окружает. Но в то же время герой оказался способнымувлечь и других своим моральным строительством. Все дело в том, что ИванДенисович, говоря его же языком, «неправильный лагерник», первый праведниксреди народных героев писателя.