Творчество Владимира Набокова произвелона меня глубокое впечатление. Блестящий русский писатель XX в., долгоне признаваемый у себя на родине, он обрел славу и почитание за границей.Произведения Набокова носят психологическую «окраску». Набоков воспринималдействительность по-особому, не как литераторы старшего поколения, онне столько писатель, сколько стилист, мастер языка. Отсюда —необыкновеннаяоригинальность его рассказов, повестей, романов, которые оказывают начитателя настолько сильное воздействие, что даже спустя значительное времяпосле прочтения в памяти остаются образы главных героев, сюжет и неповторимаяобстановка — неясная, данная как бы сквозь туманную дымку.
Все восемь русскоязычных романов («Защита Лужина»,«Приглашение на казнь», «Машенька», «Король, дама, валет», «Подвиг» идр.) посвящены поискам утраченного идеального мира, рая. Романы представляютсобой своеобразный цикл — один может пояснить другой. Однако герои вездеразные: различны их увлечения, характеры, судьбы.
Особенности стиля, в котором написаны романы, обусловленытемой двоемирия. Писатель делит мир героев надвое. Первый мир—это реальность,в которую погружены герои. Второй мир — мир вымысла. Подобного рода «раздвоение»происходит в результате конфликта с действительностью. Для персонажейроманов Набокова выдуманный мир оказывается более реальным, менее абсурдными жестоким, чем существующий на самом деле, это становится одной из центральныхпроблем.
В романе «Защита Лужина» вымышленный мир предстаетв виде шахматного рая. Полный переход из мира реального в мир воображаемыйдля главного героя является защитой от надвигающегося безумия, вызванногонеприятием действительности с ее пошлостью и регламентированностью. Полноедуховное одиночество, непонимание со стороны окружающих приводят к тому,что нелюдимый мальчик, каким мы видим героя в начале романа, к концу произведенияпревращается в жалкого чудака с полной неразберихой в голове и «манией»игры. Действительность для Лужина — это проекция шахматной доски. Все,что окружает героя, лишено интереса. Лужин нашел способ защититься отнадвигающейся на него страшной реальности — он кончает жизнь самоубийством.Самоубийство — логический итог жизни героя, полностью перешедшего в шахматныйрай.
В романе «Машенька» любовь главного героя Ганина кМашеньке символизирует тоску по утраченному раю, ушедшей молодости и беззаботности,которые он всеми силами пытается вернуть. Через весь роман проходит трепетноеотношение Ганина к своим воспоминаниям о Машеньке. Чтобы полностью погрузитьсяв светлый и чистый мир первой любви, Ганин разрывает отношения со своейлюбовницей Людмилой, раздражающей его своей навязчивостью и неестественностью.
Образ Машеньки для Ганина становится живой реальностью.В его воспоминаниях она постоянно меняется, но остается такой же привлекательной,как и много лет назад.
К финалу произведения оказывается, что не только Людмила,но и сам Ганин, несмотря на поэтичность и возвышенность своей натуры,не способен на искреннюю любовь. Его удел — воспоминания.
Набоков в своих романах подчеркивает индивидуальностьгероев, их внутренний мир. Грань между реальностью и миром фантазий героевнастолько тонка, что почувствовать ее достаточно сложно. Романы Набоковазаставляют задуматься о судьбах героев, их переживаниях. Произведениязахватывают настолько, что от них невозможно оторваться, не дочитав доконца. Для меня Набоков — художник, способный изобразить мир таким, чтоон перестает казаться серым и унылым, наполняясь сказочными оттенками.