Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многимигероями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными,добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всегок ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляетсобой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертамихарактера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощениемодного авторского идеала — человека, способного глубоко мыслить и в результатеэтого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершатьпоистине героические поступки.
Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивали не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами,достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей,способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни,но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься надложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни.Их пути — разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности,сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера — с собственнойслабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем.У Андрея Болконского—с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачнымиустремлениями к славе.
Пьер Безухов — один из центральных, наиболее привлекательныхгероев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен впостоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости,доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представленрастерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьерочевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующихв салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, онбескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невиннымишутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воляи самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда онспособен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкийи безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайногообщества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинятьцаря в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщинуи вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяетсяиз общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себяв светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстаеткак культурный, образованный, цельный человек — один из лучших представителейдворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду,стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойнаясемейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рветсяк чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне»,о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеономи объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которуюя веду здесь, — не по мне».
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне,пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а крометого, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. Послевсего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смыслв жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, ноуже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне.Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народаи ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от уплетающей лжи светского обществаи попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русскихсолдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевноеспокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, этидва героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущностьи не поддаваясь влиянию общества.