XVII в. называют «бунташным» из-за серии восстаний,вызванных закрепощением, малым престижем новой династии, ростом повинностей. В 1648 г. в Москве вспыхнул «соляной бунт» из-заналогов на соль. Погибли несколько вельмож, участники бунта остались практическибезнаказанными. Был созван Земский собор, более равномерно распределившийналоги в городах. Восстания в 1648 г. были во Владимире, Курске и др. В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В Новгороде восстаниеподавили силой, во Пскове пошли на соглашение с восставшими. В 1662 г. из-за махинаций властей с медными и серебрянымиденьгами в Москве вспыхнул «медный бунт». Его подавили, но махинациис монетой вскоре прекратились. В 1670 г. началась крестьянская война под руководством СтепанаРазина. Она охватила Поволжье. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Самару,Саратов, громили поместья, убивали помещиков и «начальных людей»,захватывали землю, жгли документы о повинностях. Под Симбирском Разин былразбит, вскоре выдан властям и казнён в 1671 г. в Москве. В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводяих в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники,или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу,уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никонаприобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецкоммонастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцыдержались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ними в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха. Притеснения старообрядцев прекратились лишь в XVIII в.