В основе учения о высшей нервной деятельности лежат идеио рефлекторных механизмах психических процессов, которые впервые сформулировалИ.М. Сеченов. И.П. Павлов экспериментально подтвердил эти идеи и создалновый раздел в науке - физиологию высшей нервной деятельности. Высшая нервнаядеятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человекак изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды, носит рефлекторныйхарактер, осуществляется с помощью условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы постоянно возникают при действии соответствующихраздражителей на определенные рецеп-торные поля. Они являются врожденными,наследственными, видовыми, всегда возникают при определенных условиях исохраняются в течение всей жизни организма. К ним относятся ориентировочный,оборонительный и др. рефлексы. Инстинкт - цепь последовательно осуществляемыхрефлекторных актов. Условные рефлексы позволяют приспособиться к еще не наступившемусобытию. Для их образования необходимы следующие условия: неоднократноесовпадение во времени действия двух раздражителей — безразличного сигнального,или условного (свет, звук и др.), и безусловного, т. е. вызывающего безусловныйрефлекс (наличие потребности в пище, воде, безопасности и т.д.). Условныйраздражитель должен несколько предшествовать безусловному раздражителю,т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса возникаетвременная связь между центрами анализатора условного раздражителя и центромбезусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной связью,потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока действуют условия,при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой навыков,привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, трудовой,общественной и творческой деятельности. Наряду с возбуждением в коре возникает и торможение, т.е.задержка одних реакций для осуществления других. В процессе адаптации человекаи животных к внешней среде изменяется их поведение, следовательно, образуютсяновые и затормаживаются прежние условные рефлексы. Благодаря внутреннемуторможению биологически нецелесообразных реакций организма, возможна выработкановых условных рефлексов. У человека и у животных механизмы образования условных рефлексоводинаковы. Однако человек резко отличается по своему поведению от животныхблагодаря особым механизмам нервной деятельности, к которым относятся речь,память, сознание, отвлеченное мышление. Речь Речь является средством общения, между людьми в процессетруда, социальной, духовной, личной жизни: Возникновение и развитие речевойдеятельности, слова, языка привело к дальнейшему развитию высшей меренойдеятельности, к обогащению ее опытом предыдущих поколений. Специфическойособенностьюхлысшей нервной деятельностй:.чвловеюа!является наличие у негодвух систем сигнальных раздражителей: одна система раздражителей, как иу животных, состоит из непосредственных воздействий факторов внешней и внутреннейсреды организма. Другая состоит из слов, обозначающих воздействия этих факторов.И.П. Павлов соответственно назвал их первой и второй сигнальными системами.Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через органы чувствраздражителей — сигналом сигналов. В словах обобщаются конкретные для данногопредмета и общие свойства предметов; происходит отвлечение от конкретныхпредметов и, следовательно, создаются возможности для отвлеченного абстрактногомышления. Это значительно расширяет возможности приспособлениям окружающейсреде. Сон И.П. Павлов полагал, что сон - это торможение основных отделовкоры - больших полушарий, благодаря которому происходит восстановление работоспособностинейронов. Исследования последних лет показали, что сон - это не только отдыхмозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочиванияполученной в период бодрствования информации. Ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Онявляется таким же естественным состоянием человека, как периодически наступающийголод, жажда и другие потребности. Невозможно выспаться впрок, так же какневозможна напиться и наесться на длительное время. Сон дает наиболее полный отдых центральной нервной системе.Грудные дети спят 20-22 ч, школьники - 9-11 ч, взрослые люди - 7-8 ч. Принедосылании человек теряет работоспособность. Сон состоит из 4-5 циклов,сменяющих друг друга, фазы медленного сна и фазы быстрого сна.