Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главнойпроблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главныйтезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание одействительности может быть получено только лишь конкретными, специальныминауками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г.XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского ученияо началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых неможет быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистскойфилософии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог,который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение вспособности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук,разработанной энциклопедистами. Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую»проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либофилософии, а должна опираться на себя. «Новая философия», котораядолжна решительно порвать со старой, метафизической («революция вфилософии») своей главной задачей должна считать обобщение научныхданных, полученных в частных, специальных науках. Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.)связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийскогофизика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм.Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовескантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традицииБеркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частныхнаук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научныепонятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементовопыта — ощущений. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма —неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Логический позитивизм или логический эмпиризм представленименами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других.В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений.Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания,ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельностипо анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основываетсяна принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), которыйозначает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путемсопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательногозначения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколомили протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявиласьв том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольныхпредложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простойсуммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другоговлиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) иЛюдвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационнойтеории значения и некоторых других тезисов. Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуетсяотходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюцияхарактерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу,что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философиион видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного.Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальнойопровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение,концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке,а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотези их опровержении.