С одной стороны, человек — существо физическое, телесное;он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другойстороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способностьясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свободаприсущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философовискать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается: проблема добраи зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающеммире и т.д. В разное время внимание философов обращалось к различнымаспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимостиот преобладающего мировоззрения данной эпохи. В античной философии сформировался особый подход в постиженииприроды и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, чтоисходной отправной точкой в разработке философских проблем было пониманиекосмоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовнымначалом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре пониманиямира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм,отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человекавыдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характернымбыло решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогичноосуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкованиепринципов отношения человека и Бога. Философия Возрождения является гуманистической, и потомуантропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценногосущества и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободучеловека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческойдеятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главнымобразом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработкапроблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций:эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способностии свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма. Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком,является проблема соотношения природного и социального в его историческоми индивидуальном развитии. Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессетрудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивныморудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всегодля общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явилисьприобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившееего силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек(человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальнымикачествами, необходимыми для осуществления своего общественно-историческогоразвития. Сложились две концепции о природе человека:
- социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонниковмарксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупностиобщественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетическихзадатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но ився биолого-физиологическая структура человека;
- биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человекапреимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьбаза существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногдапри этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают илидолжны погибать все слабые и неприспособленные к среде.