Философия включает в себя учение об общих принципах бытиямироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческогообщества (социальная философия и философия истории), учение о человеке иего бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию),проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культурыи, наконец, свою собственную историю, которая являет собой существеннуюсоставляющую предмета философии: история философии есть часть содержаниясамой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ееспецифических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационнои педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии — не однакакая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержанияи смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы ивнешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понятьих внутреннюю связь и единство. По месту возникновения различают индийскую, китайскую, греческую,римскую, английскую, немецкую и другие философские системы (знания). По авторам — философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона,Маркса, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина, Бергсонаи др. В зависимости от исторического времени различают философиюэпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVIвв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современнойэпохи (XX-XXI вв.) и т.д. По широте распространения и доступности философию делят надоступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь «избранным»,«посвященным». По тематике философию можно разделить (весьма условно) наклассическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемыпервоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоениимира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д.) и неклассическуюрассматривающую другие, очень важные, но рядоположенные с классическимивопросы — роль подсознательного в жизни человека, степень научности философиии др. По исходным установкам устройства мира различают монистическуюфилософию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единоеначало (monos — один) — материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую,которая в основу мирового устройства кладет два (dualis — двойственный)начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую(pluralis — множественный), которая рассматривает мир как образование, воснове которого лежит множество факторов. По подходу к первоосновам мира, т.е. выяснению того, чтоявляется первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую. По способу познания выделяют: диалектическую философию, утверждающую,что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы,компо- ' ненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою; метафизическуюфилософию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированныедруг от друга и абсолютизирует их; феноменологическую философию, претендующуюна универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины припомощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явленийпри помощи «предмнения», « предпонимания». Существуют и другие основания классификации и типологизациифилософских систем. Конечно, редко какая разновидность философского знаниясуществует в чистом виде. Элементы каждой из них присутствуют во многихдругих. Скажем, иррационалистическая философия, как правило, одновременновыступает как идеалистическая и претендует на то, чтобы быть эзотерической.А эмпирическая философия тесно переплетается с материалистической и т.д.