В XIX — начала XX в. относительный универсализм сложившихсяэволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлениемцелого ряда философских течений и школ. «Философияжизни» (В.Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпен-глер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.)рассмагривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята нерационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуетсякак самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом,«душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средствоподавления и порабощения человека. «Философия жизни» возникла как оппозиция класическо-мурационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегосяна принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкогоромантизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичнойи исходной реальности в построении философских учений. Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркийпроповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятыхв философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментови афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. СогласноНицше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается видее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи»выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Теории познания в ее классическом смысле не была предметомособого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросампроникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократиии исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь ксудьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающиецельность человеческой природы». Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает егокри тику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагаяпослушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волючеловека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю,особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека»— это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. ПоНицше, все критерии морали носят чисто произвольный харак тер, а все формычеловеческого поведения маскируют «волю к власти». В начале XX в. большую популярность приобрело учение французскогомыслителя Анри Бергсона (1859-1941) — представителя интуитивизма и философиижизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение противматериалистически-механистического и позитивистского направления философскоймысли. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, освободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюциии роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремлениепостроить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природыи развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм,А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность,отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя— «вниз». В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляетинтеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными,пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможностьсхватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. В своихметафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсонтрактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненныйпорыв», как могучий лоток творческого формирования, при этом по мереослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясьв материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — «вещество»Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь«жизненного порыва».