«Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» — звучит под сводамибоярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительногромко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра отсела к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многихнародных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного»и усаживал их за «дубов стол, к зелену вину». И никто не мог заставитьгусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народным».
Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становитсяборьба добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовскогопроизведения обозначены три действующих лица: Иван Васильевич — вершительсудеб на земле, Калашников — носитель Правды. Особняком от них стоит молодойопричник («опричь» — «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что Кирибеевич— это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину, и любовь этаперевернула все в душе верного царского слуги. Он мучится от тоски и безысходности,а может быть, и от угрызений совести. Не случайно гусляры говорят о нем:«лукавый раб».
Кирибеевич рассказывает царю о своей возлюбленной: Косы русые, золотисты,
В ленты алые заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою целуются. Совсем скоро царский опричник Кирибеевич схватитсвою возлюбленную Алену Дмитриевну сильно за руки, скажет ей, что «онне вор какой, душегуб лесной». И пригрозит, что он слуга «царя грозного»,«из славной семьи из Малютиной».
О своем впечатлении женщина потом расскажет мужу: Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка. Нет у Алены Дмитриевны иного заступника, кроме мужа— купца Калашникова, которому и предстоит биться «за семью нашу честную»да «за святую правду матушку». По условиям того времени вольные поединкипроводились на льду реки. Для победы было достаточно каким-либо способомсбить с ног человека. Кирибеевич уверен в своей победе. Он говорит: Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом... По-видимому, опричник действительно не знал ранеепоражений в кулачных боях. Опричник просит Калашникова назвать свое имядля того, «чтобы знать, по ком панихиду служить, чтобы было чем и похвастаться».Честно отвечает ему купец Степан Парамонович, назвав себя, что «вышелон на страшный бой, на последний бой», объяснив супротивнику, чем вызванаего решимость стоять насмерть. И погиб опричник еще до удара купца: Побледнел в лице, как осенний снег,
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз... Ударив «впервой купца Калашникова» «посередь груди»,угодил ему Кирибеевич в «медный крест со святыми мощами из Киева»: И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала... Крест спас Степана Парамоновича. Значит, именно заним была правда. Высший суд признал купца правым, а царь приказал егоказнить. Народ схоронил героя «меж трех дорог», где Пройдет стар человек—
перекрестится,
Пройдет молодец—приосанится,
Пройдет девица—пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку. Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется вовсем, буквально в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многомпохожи на героев народного эпоса.