Цикл И. С. Тургенева «Записки охотника» посвящен описаниюжизни простого русского народа, которое происходит от лица автора — заядлогоохотника, дворянина по происхождению.
Этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов,но мы познакомились только с несколькими из них. Больше всего мне понравилсярассказ «Бирюк», главным героем которого является лесник Фома Кузьмич,по прозвищу Бирюк. Мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотитьвсе черты истинного русского характера, Бирюк — воплощение «русского духа».
С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «Он былвысокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашкой рубашкивыпукло выставлялись его могучие мышцы». У Бирюка было «мужественное лицо»и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широкихбровей».
Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты,закоптелой, низкой и пустой, без полатей...», все здесь говорит о нищенскомсуществовании — и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу;два больших горшка, которые стояли возле печки...». Тургенев сам подводититог описания: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войтиночью в мужицкую избу».
Все окрестные мужики боялись Бирюка как огня, говорили, что он «силени ловок как бес...», «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какуюбы ни было пору... нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. Бирюк— «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами».Бирюк беден и несчастлив, его жена «с прохожим мещанином сбежала» и оставилаего одного с двумя детьми.
Тургенев удивительно точно сумел передать особенностирусского национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилилдерево в лесу. Бирюк отпустил бедняка, потому что пожалел, он знает, чтоне из корысти, не ради наживы он пошел на это деяние, а от безысходности.Это ключевая сцена в рассказе. Описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условияхон смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживатьи откликаться всем существом своим на добро и ласку. Все это, по мнениюавтора, от заложенной в русском народе природной духовности, от стремленияк истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычнойи тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. Даже эта жизньне убивает в людях человечность — вот что является самым главным.